Коллеги, в прошлой заметке мы рассказывали об интересном деле из практики ЕЭК – наднационального регулятора Евразийского экономического союза, выполняющего в том числе антимонопольные функции. Сегодня хотелось бы коротко остановиться на разграничении антимонопольных компетенций Евразийской экономической комиссии (Комиссия) и национальных конкурентных ведомств (например, ФАС России, Министерство антимонопольного регулирования Республики Беларусь).
Тем более, что повод есть – Суд ЕАЭС выпустил своё Консультативное заключение от 18.06.2019 № СЕ-2-1/2-19-БК по данным вопросам.
Итак, если коротко, вот о чем нам говорит высокая судебная инстанция:
- Уполномоченные органы государств-членов ЕАЭС в сфере конкуренции действуют в пределах территорий соответствующих государств-членов (национальных рынков). В случае, если нарушение запрета, установленного пунктом 1 статьи 76 Договора ЕАЭС, оказывает негативное влияние только на национальный рынок одного государства-члена, пресечение действий (бездействия) хозяйствующего субъекта относится к компетенции уполномоченного органа государства-члена Союза.
Примечание: упомянутый пункт Договора содержит запрет на основные формы злоупотребления доминирующим положением (монопольно высокие или низкие цены, дискриминация, навязывание необоснованных невыгодных условий и др.), закреплённые и в национальном российском законодательстве.
- Пресечение нарушений общих правил конкуренции, напоминает Суд, осуществляется на национальном уровне уполномоченными органами государств-членов и на наднациональном уровне Комиссией. При этом разграничение их компетенции происходит в зависимости от негативного влияния нарушения на конкуренцию на рынке одного государства-члена либо на конкуренцию на трансграничном рынке.
- Понятие «трансграничный рынок» представляет собой рынок, который охватывает территории двух и более государств-членов. Компетенция Комиссии в сфере конкуренции устанавливается исходя из основного правила о трансграничности рынка – географического критерия.
- Пресечение нарушений запрета на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или может явиться негативное влияние на трансграничных рынках, осуществляется Комиссией. Компетенция ЕЭК в сфере конкуренции на трансграничных рынках является исключительной (Суд делает при этом определенную оговорку, которую мы в данном случае опускаем).
- Суд также делает обоснованный вывод о невозможности осуществления компетенции Комиссией и уполномоченными органами государств-членов в отношении одних и тех же нарушений одновременно. Поэтому в случае, если лицо посредством совершения одного действия нарушает законодательство государства-члена и пункт 1 статьи 76 Договора ЕАЭС, причем такое нарушение оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках (совпадение состава нарушения), то несоблюдение пункта 1 статьи 76 Договора на трансграничном рынке подлежит пресечению Комиссией и исключает ответственность по национальному законодательству.
Коллеги, учитывая, что наднациональное антимонопольное законодательство и деятельность наднационального антимонопольного органа становятся все более актуальными для российских компаний, полагаем, что быть в курсе подобных разъяснений Суда ЕАЭС или позиций ЕЭК важно и необходимо.
Ближайшие бесплатные вебинары для юристов
13 мая, понедельник. Спикер: Набережный Андрей, Главный редактор журнала «Арбитражная практика для юристов», преподаватель Института повышения квалификации МГЮА.
17 мая, пятница. Спикер: Володина Ирина, руководитель практики трудового права ЮК «Центральный округ»
20 мая, понедельник. Спикер: Белашова Екатерина, юрист практики арбитражных споров и банкротства, адвокатское бюро «KALOY.RU»
22 мая, среда. Спикер: Питиримова Елена, партнер, юридическая фирма «Меллинг, Войтишкин и Партнеры»
24 мая, пятница. Спикер: Лысенко Анастасия, старший юрист юридической компании «ЮрТехКонсалт»
27 мая, понедельник. Спикер: Евсеев Артем, руководитель практики IP, IT и защиты информации, Savina Legal