История защиты прав пациента в России связана со становлением учреждений здравоохранения, а также с правой регламентацией медицинской деятельности.
Обобщая историю становления учреждений здравоохранения, следует отметить, что государственные медицинские учреждения в России существует уже более 400 лет. Общей тенденцией дореволюционной России было то, что врачевание в силу своей гуманной направленности не может относиться к уголовно наказуемым деяниям.
В России государство всегда играло значительную роль в вопросах регламентации оказания медицинской помощи населению. Начало этой тенденции датируется XVI веком. В дальнейшем она получила развитие и во всей мере проявила себя в советский период. Советская система здравоохранения была законченной моделью организации учреждений здравоохранения с точки зрения участия государства в финансировании медицинских услуг.
В советском законодательстве о здравоохранении понятие «прав пациента» полностью отсутствовало. Этот факт четко показывает, каков был действительный статус пациента в советскую эпоху. Советское законодательство, однако, предусматривало: во-первых, бесплатность квалифицированной медицинской помощи; во-вторых, обязанность медицинских работников соблюдать врачебную тайну, которая трактовалась в общих чертах; в-третьих, право пациента на согласие при проведении отдельных отмеченных в законе видов медицинского вмешательства, но какие-либо указания о предоставлении пациенту необходимой информации отсутствовали.
В СССР так называемые врачебные дела рассматривались только в порядке уголовного преследования и при защите прав пациентов использовались возможности только уголовного права, когда при нанесении вреда пациенту осуждался конкретный медицинский работник. Такие дела заканчивались прекращением уголовного дела в 99% случаев, поскольку в уголовном порядке лицо может быть привлечено только за совершение преступления. Таким образом, из всех прав пациента в Советском законодательстве четко было закреплено лишь право на получение бесплатной квалифицированной медицинской помощи.
Девяностые годы двадцатого века сопровождались внедрением в работу учреждений здравоохранения рыночных отношений. При проведении российской реформы здравоохранения в 90-е годы не были приняты во внимание исторические, социальные условия формирования модели его организации, в которой страховое начало не получило серьезного развития, в то время как традиции государственной медицины были достаточно сильными.
Права пациента являются центральным в системе прав граждан в области охраны здоровья. Если пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, получающее медицинскую помощь и связанные с ней услуги независимо от наличия или отсутствия у него заболевания.
Можно утверждать, что действующее российское общее и специальное законодательство не способно учитывать особенности отношений в сфере охраны здоровья; к тому же не сложился необходимый категориальный (понятийный) аппарат, консолидирующий фактические и юридические представления участников отношений в сфере охраны здоровья. Неосведомленность юристов общей практики в медицине обычно сводит на нет значение их опыта и познаний в области юриспруденции в «медицинских» делах.
Ближайшие бесплатные вебинары для юристов
20 мая, понедельник. Спикер: Белашова Екатерина, юрист практики арбитражных споров и банкротства, адвокатское бюро «KALOY.RU»
22 мая, среда. Спикер: Питиримова Елена, партнер, юридическая фирма «Меллинг, Войтишкин и Партнеры»
24 мая, пятница. Спикер: Лысенко Анастасия, старший юрист юридической компании «ЮрТехКонсалт»
27 мая, понедельник. Спикер: Евсеев Артем, руководитель практики IP, IT и защиты информации, Savina Legal
10 июня, понедельник. Спикер: Николаев Алексей, управляющий партнер ЮК «ЮрТехКонсалт», арбитражный управляющий, к.ю.н.