-
-
-
-
×
Получить доступ к сайту

Это профессиональный сайт для юристов. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи и образцы документов в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и получить полный доступ. Это займет всего минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это быстро и бесплатно
Зарегистрироваться
×
Только для зарегистрированных юристов!

Образцы документов для юротдела Потратьте минуту на регистрацию, чтобы скачать файл и получить полный доступ к другим шаблонам документов для юротдела. На этой неделе специальный подарок для новых пользователей: сборник образцов, которые нельзя скачать в интернете. Подготовлен юристами для юристов.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
скачать файл и получить подарок
Зарегистрироваться
-

Внеплановая проверка: основания, порядок и сроки проведения

27 мая 2021
9667
Средний балл: 0 из 5
юрист, эксперт по вопросам управления МКД
-
-

Прокуратура и другие надзорные органы обязаны проводить внеплановые проверки организаций. В статье расскажем об основаниях и порядке проведения таких ревизий, рассмотрим вопросы проведения проверок с согласованием и без него.

Управляющие организации (УО) и ТСЖ выполняют работы по обслуживанию общего имущества, затрагивающие различные сферы экономики. По этой причине они находятся под контролем ГЖИ, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Роскомнадзора, Федеральной антимонопольной службы. И каждый из указанных органов может провести проверку управляющих МКД организаций. 

Внеплановая проверка: виды

Проверки бывают плановые, о которых УО знают заранее и такие проверки включены в реестр проверок, и внеплановые. Последние проводят неожиданно для УО при наличии основания.

В свою очередь все проверки делятся на документарные и выездные (см. таблицу).

Внеплановые проверки
Документарные Выездные

Проверяющие удаленно изучают документы организации - протоколы общих собраний, договоры управления, подрядные договоры, акты выполненных работ.

  • Документы запрашивают распоряжением о проведении проверки.
  • УО обязана предоставить документы в течение 10 рабочих дней со дня получения распоряжения.
  • Если не представить документы, УО привлекут к ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ (штраф до 50 тыс. рублей). 

Проверяющие выезжают на объект. Например, выездные проверки ГЖИ или Пожарного надзора проводят на территории многоквартирного дома, обслуживаемого проверяемыми УО или ТСЖ.

Выездную проверку проводят, если документарной проверкой невозможно установить фактические обстоятельства. Например, собственник обратился в ГЖИ с жалобой на плохую уборку придомовой территории МКД и приложил видео о состоянии территории. УО может предоставить в ГЖИ акты выполненных работ, но оценить достоверность доводов сторон невозможно без выезда инспектора. 

При выездной проверке сотрудник контролирующего органа обязан предъявить служебное удостоверение и ознакомить представителя УО с приказом о назначении инспектора для проверки.

Последствия проверок начинаются от выдачи предписаний до лишения лицензии УО или приостановления деятельности организации. О том, что является основаниями для проведения внеплановых проверок, читайте далее.

Основания для проведения внеплановой проверки

Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях (ч. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  1. Истек срок предписания. Надзорный орган проводит «проверку на проверку» с целью выявить: было ли исполнено выданное предписание. Узнайте из статьи, на сколько могут оштрафовать, если не выполнили предписание инспектора.

  2. Рассматривается заявление о предоставлении лицензии. Если организация подала заявление о выдаче лицензии на управление МКД, ГЖИ проведет внеплановую проверку, проверит поступившие документы и примет решение о выдаче лицензии или откажет в выдаче. 

  3. Рассматривается обращение о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью, угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера, нарушение прав потребителей (при условии, что гражданин обращался сначала в УО и его требование было рассмотрено или ему было отказано).

  4. Выявлены отклонения у организации от утвержденных целевых показателей. Например, налоговики используют критерии оценки рисков для налогоплательщиков

  5. Проверяющие исполняют поручения Президента, Правительства или Прокуратуры. Например, после аварий в жилых домах, связанных с обслуживанием газового оборудования, Правительство или главный жилищный инспектор дают поручения органам ГЖИ провести проверки управляющих МКД организаций.

Прокуратура в работе руководствуется ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 О прокуратуре. Положения закона № 294-ФЗ не применяются.

Прокурор имеет право:

  1. вызывать руководителей организаций для дачи объяснений по вопросам нарушений законодательства;
  2. требовать предоставления документов от организаций для рассмотрения вопросов по исполнению требований законодательства.

Прокурор может направить жалобу гражданина в уполномоченный орган без рассмотрения ее по существу. Например, если гражданин обращается в Прокуратуру по вопросу плохой работы УО, то прокурор может рассмотреть жалобу и направить документы в ГЖИ для составления протокола о нарушении. Также прокурор может перенаправить жалобу сразу в ГЖИ.

Остались вопросы по подряду? Ответ найдется в Системе Юрист



Сроки проведения внеплановой проверки

Срок проверки составляет 20 рабочих дней (ст. 13 № 294-ФЗ) с даты начала проверки. Если для проверки надо сделать запросы в другие органы (межведомственный запрос), срок приостанавливается до 10 рабочих дней. Повторно приостановить проверку нельзя, поэтому все запросы делают в указанный срок.

Проверка Прокуратурой составляет 30 календарных дней (ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1). Срок можно продлить до 60 дней по решению прокурора или его заместителя для проведения дополнительных проверочных мероприятий. Продлить срок можно повторно на 30 дней и в итоге срок составит 90 календарных дней. Повторное продление возможно по решению Генпрокурора РФ.

Уведомление о проведении внеплановой проверки

Проверяющие обязаны уведомить о дате внеплановой документарной проверки не позже трех рабочих дней до начала проверки. Если проверка выездная, то уведомить надо за 24 часа до начала.

Уведомление направляется почтовым отправлением и по электронной почте организации.

Порядок проведения внеплановой проверки

Если проверка проводится по причине возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, то перед ее проведением надо направить в адрес Прокуратуры заявление по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141. Требование по согласованию распространяется на все контролирующие органы (кроме Прокуратуры), если возможна угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 5 ст. 10 ФЗ О защите прав юридических лиц).

Заявление о согласовании подают перед принятием решения о проведении проверки. Заявление направляется заказным письмом или в форме документа, подписанного электронной цифровой подписью. 

Прокуратура обязана рассмотреть заявление в день получения такого заявления. По итогам рассмотрении может быть одно из двух решений: о согласовании проверки или об отказе в согласовании. Решение оформляется в письменной форме и направляется в день его вынесения контролирующему органу.

Скачать решение о согласовании проверкиШаблон от юристов-экспертов

Проверка без согласования с прокуратурой

ГЖИ не обязаны согласовывать проведение всех проверок. Согласованию подлежат проверки, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 5 ст. 10 ФЗ О защите прав юрлиц). В остальных случаях внеплановые проверки проводятся без согласования с Прокуратурой, если:

  • проверка проводится для контроля за исполнением предписания, срок которого истек;

  • имеется заявление или жалобы, для рассмотрения которых требуется проверка;

  • руководитель ГЖИ издал приказ о проведении проверок по поручению Президента, Правительства или Минстроя. Например, после ряда аварий, связанных с лифтами или использованием газа, проводятся внеплановые проверки всех УО на территории России. Для таких проверок также не требуется согласование.

Проверка с согласованием в прокуратуре

При проведении ГЖИ, Роспотребнадзором и другими органами проверок управленцев МКД в некоторых случаях требуется согласование проверки с прокуратурой согласно закону № 294-ФЗ. Прокуратура является надзорным органом, которые следит за соблюдением обязательных требований законодательства, и госорганы обязаны согласовать проверку в указанных в законе случаях.

Федеральный закон № 294 направлен на защиту, в-первую очередь, юрлиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель согласования с прокуратурой - устранение злоупотреблений со стороны ревизоров. Прокуратура проверяет достаточность оснований для проверки и выносит решение о согласовании или об отказе в согласовании. 

Если проверка согласована и выявлены нарушения в работе УО, контролирующий орган обязан будет отчитаться перед Прокуратурой (направить акт проверки и сведения о привлечении к ответственности виновных лиц).

Процедура проведения согласования проверки с Прокуратурой регламентирована приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.


Правительственной комиссии по проведению административной реформы были утверждены Методические рекомендации от 09.06.2016 № 142, содержащие в том числе рекомендации для контролирующих органов в проведении согласовательных процедур с Прокуратурой.

Заявление в прокуратуру о согласовании проверки

Перед проведением проверки надо направить в адрес Прокуратуры заявление по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141.

Заявление  согласовании может направляться заказным письмом или в форме документа, подписанного ЭЦП. 

Решение принимается на основании информации в заявлении и приложенных к нему документов. Рекомендуется тщательно подготавливать заявление и приложения, чтобы основания для согласования были мотивированными и законными.

Срок согласования проверки с прокуратурой

Уполномоченные сотрудники Прокуратуры обязаны рассмотреть заявление о согласовании в день получения такого заявления. По итогам рассмотрении может быть одно из двух решений: о согласовании проверки или об отказе в согласовании. Решение оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых направляется в день его вынесения заявителю (контролирующему органу).

Отказ в согласовании проверки

Прокуратура откажет в согласовании внеплановой проверки, если:

  • отсутствуют документы, указанные в качестве приложения к заявлению о согласовании;

  • отсутствуют основания для проведения ревизии;

  • имеются нарушения в оформлении заявления;

  • у заявителя нет полномочий на проведение проверок в отношении заявленного предмета.

Форма отказа в согласовании утверждена приказом Минэкономразвития № 141.

Заявитель может оспорить отказ в судебном порядке, но на практике такие случаи не встречаются.

Нарушения при проведении внеплановой проверки

Если в ходе ревизии выявлены нарушения, выдается предписание об их устранении и составляется протокол об административном правонарушении. Протокол направляется в суд для привлечения к ответственности (далее следует штраф, предупреждение, дисквалификация).

При несогласии с решением контролирующего органа, УО может подать жалобу руководителю органа или в Прокуратуру. Также УО может обратиться в суд для признании предписания недействительным или признания незаконным составление протокола об административном правонарушении.

Если суд установит, что предписание нарушает ваши права, он признает его недействительным, а действия контролирующего органа – незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК).

Самые частые нарушения, дающие право на признание недействительными результатов проверки, - нарушение сроков уведомления о проведении проверки. В остальных случаях ситуация будет спорной, и оспаривание результатов будет зависеть от обстоятельств.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.