Подпишитесь на «Юрист компании» со скидкой 30% >>
Юрист компании

Как предъявить претензии по качеству оказанных услуг

Если заказчик столкнулся с некачественными услугами, то нужно:

1) уведомить исполнителя;

2) зафиксировать недостатки;

3) выбрать требования;

4) предъявить претензию;

5) подать иск.

При этом первый и второй этап могут меняться местами. Все зависит от момента, когда заказчик обнаружил недостатки. Более того, договор может устанавливать иной алгоритм действий. Если его не соблюсти, то придется устранять недостатки за свой счет, приобретать услугу-замену либо довольствоваться некачественными услугами.

Когда можно предъявить претензии

Чтобы заказчик смог предъявить претензии, нужны два условия:

УСЛОВИЕ 1. Ненадлежащее качество услуг

Заказчик может ссылаться на ненадлежащее качество услуг, если оно не отвечает:

Если суд придет к выводу, что недостатка на самом деле нет, то откажет в иске (см., например, постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2016 г. № Ф02-5629/2016 по делу № А33-25041/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2015 г. по делу № А75-12616/2014).

Да, это возможно, но заказчику-истцу придется доказывать еще и вину исполнителя.

Дело в том, что согласно пункту 4 статьи 723 Гражданского кодекса РФ подобные условия договора не освобождают исполнителя от ответственности. Но для этого нужно доказать, что недостатки возникли из-за виновных действий или бездействия исполнителя.

Ситуация 1. Качество не отвечает условиям договора.

Заказчик может ссылаться на нарушение условий договора, если стороны в нем согласовали требования к качеству. Причем они будут согласованы и в том случае, если в договоре есть обязанность исполнителя соблюдать нормативные документы с такими требованиями. Речь идет в том числе о документах, которые не имеют обязательной силы, а применяются добровольно: ГОСТы, международные стандарты и стандарты предприятий, СанПиНы, методические рекомендации и т. д. Например, требования к качеству уборки устанавливает ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия». А к качеству стирки белья в больницах – Методические указания 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях», утвержденные 16 марта 1999 г. Суд может признать качество услуг ненадлежащим и сослаться на такие документы ( постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 июля 2016 г. № Ф10-2400/2016 по делу № А36-4171/2015).

Если в договоре нет требований к качеству, то ссылки на него не помогут.

О том, как согласовать условия о качестве в договоре, см. Что необходимо проверить заказчику при составлении и заключении договора возмездного оказания услуг: существенные условия и риски.

Ситуация 2. Качество не отвечает обычно предъявляемым требованиям.

Заказчик может сослаться на нарушение обычно предъявляемых требований, только если в договоре нет условий о качестве товара либо они неполные ( п. 1 ст. 721 ГК РФ).

Ситуация 3. Качество не отвечает обязательным требованиям закона или иных правовых актов.

Ссылки на закон или иные правовые акты помогут, если в них есть обязательные требования к качеству услуг, а заказчик действует в качестве предпринимателя ( п. 2 ст. 721 ГК РФ).

 

Виды актов, которые могут устанавливать обязательные требования к качеству услуг

Пример

1.

Законы об оказании отдельных видов услуг

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2.

Стандарты и иные правовые акты, которые приняты согласно этим законам

Пункт 2 Правил (стандарта) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696

3.

Правила оказания услуг, которые утвердило Правительство РФ

Правила оказания услуг телеграфной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222

4.

Санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы по оказанию услуг, которые связаны:

– с предотвращением массовых инфекционных заболеваний;

– предоставлением медицинской помощи;

– охраной почвы, воздуха, водных объектов курортов

СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденные Главным санитарным врачом России 7 июня 2003 г.

УСЛОВИЕ 2. Срок для обнаружения недостатков

Срок обнаружения недостатков зависит от их явности. Если недостатки явные, то их нужно выявить, когда заказчик получает услуги либо их результат от исполнителя. Причем о ненадлежащем качестве нужно заявить исполнителю немедленно ( п. 1 ст. 720, п. 2 ст. 748 ГК РФ). Иначе в случае спора суд может не принять ссылки на такие недостатки.

Иные сроки действуют, если недостатки нельзя установить при обычном способе получения услуг или приемке их результата.

О таких недостатках нужно заявить в «разумный срок» после обнаружения ( п. 4 ст. 720 ГК РФ).

Гарантийный срок могут предусматривать закон, иной правовой акт или обычай ( п. 1 ст. 722 ГК РФ). Например, приложение к приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 28 июня 2016 г. № 564 определяет гарантийный срок использования зубного протеза: 1 год – для съемного и 2 года – для несъемного.

Этап 1. Уведомить исполнителя

Этап 2. Зафиксировать недостатки

Этап 3. Выбрать требование

Этап 4. Предъявить претензию

Этап 5. Подать иск

Что нужно доказать

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Ой! Это только для зарегистрированных юристов!

Образцы документов для юротдела Потратьте минуту на регистрацию, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым шаблонам документов для юротдела. Все образцы на нашем сайте составлены инхаусами крупных компаний и сотрудниками топовых юридических фирм. На этой неделе специальный подарок: сборник образцов, которые нельзя скачать в интернете. Подготовлен юристами для юристов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
скачать файл и получить подарок
Зарегистрироваться
×
Скорее получите документ!

Этот документ доступен только юристам, который зарегистрированы на law.ru. Введите свой логин и пароль, или пройдите короткую регистрацию.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Получить документ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.