Первый Пленум ВС по заключению и толкованию договора >>
Юрист компании

Отличие между муниципальным казенным предприятием и муниципальным бюджетным учреждением

  • 27 июля 2018
  • 133

Вопрос

В чем конкретное отличие между муниципальным казенным предприятием и муниципальным бюджетным учреждением?

Ответ

Подробное описание отличий содержится в Методических рекомендациях, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р.

Данные типы организации отличаются предметом деятельности и порядком финансирования. Кроме того, организации отличаются пределами ответственности по своим обязательствам.


Гость, знакомьтесь — Правобот!

Интеллектуальный сервис для подбора судебной практики. Думает, как юрист, только быстрее. 

Познакомиться поближе



1. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р [Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, а также рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений]

«3. Казенное учреждение является государственным (муниципальным) учреждением, которое осуществляет оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления и финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и являются доходом этого бюджета.

Заключение государственных (муниципальных) контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется казенным учреждением от имени публично-правового образования.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд.

Лицевые счета открываются казенным учреждениям в органах Федерального казначейства.

4. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется бюджетным учреждением от собственного имени.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется бюджетным учреждением в порядке, установленном для размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд.

Лицевые счета открываются бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства.»

Как преобразовать существующее государственное (муниципальное) учреждение в учреждение другого типа

«Государственное (муниципальное) учреждение может быть создано двумя способами:

  • путем его учреждения;
  • путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Такой порядок установлен частью 1 статьи 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, статьями 1317.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

При принятии решения об изменении типа учреждения можно руководствоваться распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р, которым утверждены Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности.

Изменение типа

Создание учреждения путем изменения типа существующего учреждения не является его реорганизацией (ч. 14 ст. 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 1 ст. 17.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Созданное учреждение вправе вести свою деятельность предусмотренную уставом на основании разрешительных документов (лицензии, свидетельства о госаккредитации и т. д.), выданных учреждению, до окончания срока их действия. Переоформлять такие документы не нужно. Об этом сказано в частях 1214 статьи 5, части 6 статьи 18 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 4 статьи 17.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Региональные и муниципальные учреждения

Учреждения субъекта РФ и муниципального образования создаются в порядке, предусмотренном региональными (местными) нормативно-правовыми актами (ч. 3 ст. 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗподп. 2–3 п. 2 ст. 17.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, порядок изменения типа учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2011 г. № 115-п.

Федеральные учреждения

Порядок создания федеральных учреждений утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539. Процедура изменения типа федерального учреждения зависит от того, в какой тип оно будет преобразовано – казенное, бюджетное или автономное.

Как изменить тип федерального учреждения на казенное

Решение о создании федерального казенного учреждения путем изменении типа существующего учреждения принимает Правительство РФ в форме распоряжения (п. 15 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539). При этом в обязательном порядке на казенное учреждение должен быть изменен тип учреждений, приведенных в части 1 статьи 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Проект распоряжения подготавливает федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики (нормативно-правовому регулированию) в соответствующей сфере. Проект согласовывается с Минфином России и Минэкономразвития России.

После согласования проект представляется в Правительство РФ. Вместе с проектом представляется пояснительная записка, которая должна содержать:

  • обоснование целесообразности создания федерального казенного учреждения;
  • информацию о кредиторской задолженности учреждения (в т. ч. просроченной).

Такие правила установлены пунктом 19 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

Распоряжение Правительства РФ об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения должно содержать:

  • наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
  • информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • информацию об изменении (сохранении) штатной численности;
  • перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Такой порядок установлен пунктом 16 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

В числе мероприятий по созданию казенного учреждения (путем изменения типа) предусматриваются, в частности, следующие:

Как изменить тип федерального учреждения на бюджетное

Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания бюджетного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики (нормативно-правовому регулированию) в соответствующей сфере. Решение должно содержать:

  • наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
  • информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;
  • перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Такой порядок установлен пунктом 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

В числе мероприятий по созданию бюджетного учреждения (путем изменения типа) предусматриваются, в частности, следующие:

  • внесение изменений в устав;
  • закрепление имущества (в т. ч. недвижимого и особо ценного движимого имущества) за бюджетным учреждением;
  • проведение инвентаризации всех активов и обязательств;
  • формирование плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;
  • формирование заключительной отчетности учреждения;
  • перевод на План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;
  • составление вступительного баланса бюджетного учреждения.

Следует отметить, что Минфин России довел Методические рекомендации по отражению в бухучете операций по преобразованию учреждения путем изменения его типа:

После принятия решения о создании бюджетного учреждения (путем изменения типа существующего федерального учреждения) оформляется проект правового акта федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики (нормативно-правовому регулированию) в соответствующей сфере. Проект подготавливает:

  • орган исполнительной власти – если учреждение находится в его ведении;
  • соответствующие федеральные службы или агентства, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, – если учреждение находится в их ведении.

Такие правила установлены пунктом 20 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

Одновременно с проектом представляется пояснительная записка:

  • если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления создаваемым учреждением государственных функций. В пояснительной записке указывается информация о том, кому эти функции будут переданы;
  • если изменение типа учреждения приведет к невозможности осуществления полномочий органа власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме. В пояснительной записке указывается информация о том, кому будут переданы такие полномочия.

Такой порядок установлен пунктами 22–23 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

Как изменить тип федерального учреждения на автономное

Инициатором создания автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения может выступать:

  • само учреждение;
  • вышестоящая организация, в ведении которой оно находится.

Такой вывод следует из частей 46 статьи 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ. При этом Правительство РФ (органы государственной власти субъекта РФ, местная администрация) вправе определить перечни автономных учреждений, которые могут быть созданы только путем учреждения (ч. 35 ст. 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Если инициатором создания автономного учреждения (путем изменения типа существующего учреждения) выступает вышестоящая организация, она должна получить согласие учреждения (ч. 4 ст. 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Решение об изменении типа федерального учреждения принимает вышестоящая организация в отношении подведомственного ей учреждения. Принять такое решение она может только в том случае, если оно не приведет к нарушению конституционных прав граждан. Например, прав на получение бесплатного образования и участие в культурной жизни. Указанное решение должно содержать:

  • наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
  • сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением (в т. ч. перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества);
  • перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

Такой порядок следует из частей 2.149 статьи 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункта 18 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

В числе мероприятий по созданию автономного учреждения (путем изменения типа) предусматриваются, в частности, следующие:

  • назначение руководителя созданного автономного учреждения;
  • внесение изменений в устав;
  • утверждение состава наблюдательного совета;
  • закрепление имущества (в т. ч. недвижимого и особо ценного движимого имущества) за автономным учреждением;
  • выбор кредитной организации (либо Казначейство России) и открытие счетов;
  • формирование плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  • проведение инвентаризации всех активов и обязательств;
  • формирование заключительной отчетности учреждения;
  • перевод на план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений;
  • составление вступительного баланса автономного учреждения.

Следует отметить, что Минфин России довел Методические рекомендации по отражению в бухучете операций по преобразованию учреждения путем изменения его типа:

После принятия решения о создании автономного учреждения (путем изменения типа существующего федерального учреждения) оформляется предложение о создании автономного учреждения. Предложение подготавливает:

  • орган исполнительной власти – если учреждение находится в его ведении;
  • соответствующие федеральные службы или агентства, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, – если учреждение находится в их ведении.

Вышестоящая организация, на которую возложены функции по выработке государственной политики (нормативно-правовому регулированию) в соответствующей сфере, подготавливает проект правового акта об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального автономного учреждения.

Об этом сказано в пункте 21 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539.

Ситуация: обязано ли учреждение сообщить в регистрирующий орган (ФНС России) о начале процедуры преобразования в автономное учреждение

Да, обязано.

Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения не является его реорганизацией (ч. 14 ст. 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Несмотря на это, в данном случае применяются положения законодательства о реорганизации. А именно учреждение обязано сообщить в регистрирующий орган (ФНС России) о начале процедуры преобразования. Сделать это нужно в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о создании автономного учреждения Правительством РФ. Рекомендуемая форма уведомления доведена письмом ФНС России от 23 января 2009 г. № МН-22-6/64.

На основании представленного уведомления регистрирующий орган (ФНС России) вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что учреждение находится в процессе преобразования. Далее учреждение дважды (с периодичностью один раз в месяц) должно разместить уведомление о преобразовании в СМИ. В уведомлении указывается, в частности, следующая информация:

  • сведения о создаваемом автономном учреждении;
  • описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований.

Такой порядок установлен частью 13 статьи 5 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 13.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Самые популярные рекомендации в Системе Юрист в этом месяце

Восемь опасных условий договоров аренды, услуг и подряда
Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.

Как судиться с приставами: алгоритм работы
Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.

Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ
Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.

20 новых правовых позиций судов о взыскании судебных расходов
Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.

Обзор практики по уведомлению контрагентов
Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть ответ

Вы зашли на профессиональный сайт для юристов-практиков.

Если Вы юрист, сможете прочесть ответ на свой вопрос после регистрации. Это быстро и бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.