Первый Пленум ВС по заключению и толкованию договора >>
Юрист компании

Проведение спец. оценки рабочего места

  • 22 марта 2017
  • 49

Вопрос

Фирма приобрела новое оборудование. Лазер в оборудовании выделяет источники излучения. Вопрос: необходимо ли проведение спец. оценки рабочего места? Каким образом проводится спец. оценка рабочего места?

Ответ

1. Да, необходимо.

В общем случае проводить специальную оценку в установленные сроки обязаны все работодатели без исключения. Проводить ее не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников, в частности надомников.

В остальных случаях спецоценка обязательна независимо от сферы деятельности организации, наличия или отсутствия производства, численности сотрудников и т.п. (ст. 3, п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, ст. 22 и 212 ТК РФ).

За непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

2. Как провести специальную оценку условий труда подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда

«Суть и назначение спецоценки

Для чего нужна специальная оценка условий труда? Где применяют ее результаты

Работодатель обязан обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции, работ, услуг. Это правило не действует только в отношении федеральных учреждений. Такие правила установлены в части 3 статьи 226 Трудового кодекса РФ.*

Перечень мероприятий по улучшению условий труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах в установленные законом сроки нужно исключительно в форме специальной оценки, а не аттестации. На это обращает внимание и Минтруд России в письме от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).*

Результаты специальной оценки условий труда применяют для:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • информирования сотрудников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения их здоровья, мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса или подкласса условий труда на рабочем месте;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
  • расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • иных целей, предусмотренных российским законодательством.

Это предусмотрено в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Обязательность проведения

Какие организации обязаны проводить спецоценку

В общем случае проводить специальную оценку в установленные сроки обязаны все работодатели без исключения. Проводить ее не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников, в частности надомников.* Поэтому, только если все сотрудники организации без исключения подпадают под эти категории, например, работают на дому, проводить спецоценку не придется.

В остальных случаях спецоценка обязательна независимо от сферы деятельности организации, наличия или отсутствия производства, численности сотрудников и т. п.

Также не имеет значения, в каких помещениях работают сотрудники: собственных или арендованных. Провести спецоценку обязан именно работодатель, чьи сотрудники выполняют работу в арендованных помещениях, а не собственник здания, офиса и т. п.

Если сотрудники постоянно работают в разъездах и фактически выполняют работу на территории заказчиков, то спецоценки тоже не избежать.

Это следует из совокупности положений статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ.

Внимание: за непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).*

Случаи, когда спецоценка не нужна

Когда спецоценку проводить не нужно? Нужна ли спецоценка в отношении надомных и дистанционных сотрудников

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.*

Указанный перечень исключений закрыт и не оставляет возможностей для расширенного толкования. Поэтому если хотя бы один сотрудник организации не подпадает под указанные исключения, то работодатель обязан провести спецоценку в установленные сроки.

Внимание: если в штатном расписании есть вакансии, то есть рабочие места не заняты, то провести на них спецоценку не получится в принципе. Так как рабочее место для целей спецоценки по факту отсутствует. Исключение возможно только в отдельных случаях для аналогичных рабочих мест. См. подробнее».

< >

«Сроки проведения

В какие сроки и с какой периодичностью работодатель обязан проводить спецоценку

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест с 1 января 2014 года. В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года все организации обязаны хоть раз пройти спецоценку.*

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации.

Так, все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение 12 месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо запланировать спецоценку на начало 2018 года, чтобы завершить ее к моменту окончания итогов аттестации.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

При желании провести спецоценку по новым правилам можно и не дожидаясь окончания срока аттестации.

Совет: проводя спецоценку заранее, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, работодатель может сэкономить на оплате труда и страховых взносах.

Новый порядок спецоценки предусматривает меньше гарантий для сотрудников. Например, устанавливать 36-часовой рабочий день, а платить как за 40 часов работы теперь обязательно не всем «вредникам» без исключения, а только тем, чьи условия труда на рабочем месте по итогам спецоценки отнесены к 3-му или 4-му классу вредности. Кроме того, от наличия спецоценки и установленных по ее итогам классов вредности зависит ставка дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которая может быть снижена с 9% до 2%, а то и вовсе до 0%. Поэтому проведение спецоценки зачастую позволяет организациям ежемесячно экономить сотни тысяч рублей на взносах и оплате труда, что особенно актуально в условиях текущей экономической нестабильности.

Если организация не проводила аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране труда, и чтобы его закрыть, необходимо как можно скорее провести спецоценку.

В дальнейшем проводить спецоценку в общем случае нужно будет не реже чем один раз в пять лет, если оценщики не установят иной срок. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке.

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение внеплановой оценки.

Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

«Внеплановая оценка

В каких случаях проводят внеплановую оценку условий труда

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях:

  1. ввода в эксплуатацию новых рабочих мест;
  2. получения предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями о порядке проведения спецоценки;
  3. изменения технологического процесса и замены производственного оборудования, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  4. изменения состава применяемых материалов и сырья, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;
  6. выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных или опасных производственных факторов, или несчастного случая на рабочем месте, за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц;
  7. наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. В случае обстоятельств из пунктов 2, 4–7 внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих случаев.

Если произошла реорганизация организации либо поменялись фамилия, имя, отчество работодателя-предпринимателя или работодатель переименовал должность сотрудника и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить. Аналогичное мнение высказывают и сотрудники Минтруда России в письме от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ».

«Участники специальной оценки

Кто непосредственно участвует и проводит специальную оценку условий труда

Все работодатели в установленные сроки проводят спецоценку совместно с независимой организацией или сразу несколькими организациями, привлекаемыми на основании гражданско-правового договора.

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Организация, которая осуществляет специальную оценку, исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников организации, может проводить их:

  • самостоятельно, если ее испытательная лаборатория (центр) имеет соответствующую аккредитацию;
  • с привлечением по гражданско-правовому договору испытательных лабораторий и центров, аккредитованных в установленном порядке.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению спецоценки, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению оценки установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Следует отметить, что организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. При этом организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает уже в 2014 году, вправе проводить специальную оценку до 31 декабря 2014 года включительно без учета новых требований к организациям-оценщикам.

Об этом сказано в статьях 19, 22 и 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ».

< >

«Начало оценки

Какие документы нужно оформить для проведения специальной оценки условий труда?

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

  • образует специальную комиссию;
  • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.*

В общем случае в состав комиссии должны войти:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Если работодатель отнесен к субъектам малого предпринимательства, то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

  • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.

Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом.

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.*

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

На переходный период от аттестации к спецоценке до 2018 года при комплексной оценке всех рабочих мест организации ее можно разбить на несколько этапов. В первую очередь оценке подлежат вредные и опасные рабочие места, а вот оценку на рабочих местах, которые не вызывают подозрений вредности и опасности, можно отложить на следующие этапы (ч. 6 ст. 10 и ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Выявление аналогичных рабочих мест

Вопрос из практики: Какие рабочие места признают аналогичными для целей спецоценки

Для целей спецоценки аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При совпадении указанных признаков рабочие места, которые созданы в разных подразделениях, также могут быть признаны аналогичными.

Установление аналогичности позволяет провести спецоценку выборочно на отдельных рабочих местах, а не всех подряд».

< >

«Поэтапная оценка

Можно ли в переходный период провести спецоценку рабочих мест не одним разом, а поэтапно?

В отношении некоторых рабочих мест специальную оценку можно проводить не разом, а разбить на этапы. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в специальные списки, с учетом которых назначают досрочную страховую пенсию по старости;
  • на которых сотрудникам в соответствии с законодательными и иными нормативными актами не предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • условия труда на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест или спецоценки не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку можно до 31 декабря 2018 года.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 10 и частью 6 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия по проведению оценки. При этом в случае поэтапного проведения спецоценки законодательство не устанавливает количество этапов ее проведения, а также количество рабочих мест, на которых она будет проведена в ходе каждого этапа. Поэтому работодатель и организация, которая проводит спецоценку, вправе решить это самостоятельно. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829.

Внимание: до 31 декабря 2018 года трудовые инспекции не вправе привлекать к административной ответственности работодателей за непроведение спецоценки на вышеуказанных рабочих местах(постановление Верховного суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 91-АД15-5).

Порядок проведения оценки

Что включает в себя специальная оценка условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относят:

  • идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор этих факторов приведен в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования, испытания, измерения вредных и опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу или подклассу условий труда по результатам проведенных исследований (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест.

Рабочие места, по которым спецоценку проводят в особом порядке Реквизиты нормативного акта
рабочие места сотрудников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в соревнованиях по определенному виду или видам спорта приказ Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 335н
рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов приказ Минтруда России от 18 мая 2015 г. № 301н
рабочие места отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда приказ Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н
рабочие места, на которых предусматривается пребывание сотрудников в условиях повышенного давления газовой и воздушной сред приказ Минтруда России от 19 февраля 2015 г. № 102н
рабочие места водолазов, а также сотрудников, непосредственно проводящих кессонные работы приказ Минтруда России от 18 февраля 2015 г. № 96н
рабочие места сотрудников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений приказ Минтруда России от 27 января 2015 г. № 46н
рабочие места сотрудников, занятых на подземных работах приказ Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 996н

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. В случае если вредные или опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов.

Исследования и измерения фактических значений вредных и опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория, эксперты и иные работники организации, которая проводит спецоценку. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая спецоценку, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований и измерений оформляют протоколами в отношении каждого из факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классам и подклассам условий труда.

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.

Классы вредности и опасности

К каким классам могут быть отнесены рабочие места сотрудников по результатам специальной оценки условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1 класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2 класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3 класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4 класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н.

Отчет об оценке

Как оформляют итоги специальной оценки условий труда

Организация, которая проводила спецоценку, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают только следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не установлен. А вот для уведомления организации, проводившей спецоценку, срок есть – работодатель должен это сделать любым доступным способом в течение трех рабочих дней с даты, когда он утвердил отчет о спецоценке. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации-оценщику копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.1 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась оценка. Сделать это нужно под подпись и в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Помимо этого сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

Такой порядок предусмотрен в статье 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в письме Минтруда России от 21 марта 2014 г. № 15-1/В-298.*

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. Порядок обращения, а также алгоритм действий трудовой инспекции после получения жалобы прописаны в Административном регламенте, утвержденном приказом Минтруда России от 5 декабря 2016 г. № 709н.

Так, работодатель может подать в трудовую инспекцию заявление о несогласии с проведенной спецоценкой условий труда. Форма заявления произвольная, при этом включите в него следующие данные:

  • полное наименование работодателя;
  • почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона;
  • предмет разногласий и доводы, на основании которых работодатель не согласен с порядком проведения или результатами спецоценки;
  • информацию об организации, которая проводила спецоценку: полное наименование, организационно-правовая форма, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов, фамилия, имя, отчество руководителя или его заместителя;
  • дату заявления.

К заявлению приложите заверенные копии материалов отчета о результатах спецоценки, по которым есть разногласия.

Заявление и прилагаемые к нему документы можно передать в Роструд:

– лично на бумаге;

– заказным письмом с уведомлением о вручении;

– в электронном виде через Интернет.

Трудовая инспекция рассмотрит заявление в течение 30 рабочих дней с даты приема заявления. Если по результатам проверки разногласия, изложенные в заявлении, трудовая инспекция подтвердит, то она должна:

  • проинформировать о своем решении работодателя, который подавал заявление;
  • направить предписание в региональный орган исполнительной власти в области охраны труда с указанием провести экспертизу специальной оценки условий труда;
  • выдать организации, которая проводила спецоценку, предписание об устранении нарушений законодательства.

Если по результатам проверки разногласия, изложенные в заявлении, трудовая инспекция не подтвердит, то она должна только проинформировать работодателя о том, что доводы в заявлении были необоснованны.

Такой порядок приведен в пунктах 14, 15, 20–23, 76 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 5 декабря 2016 г. № 709н.

Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда.

Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, утвержден приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию о работодателе:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • сведения об аккредитации испытательной лаборатории, в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации;
  • сведения об экспертах организации, проводившей спецоценку, а также участвовавших в ее проведении. В том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, которые проводят спецоценку;
  • сведения о средствах измерений, которые применяла испытательная лаборатория (центр). В том числе наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер, дата окончания срока действия его поверки, дата проведения измерений, наименования вредного и (или) опасного производственных факторов, которые измерялись;
  • количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;
  • распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;
  • индивидуальный номер каждого рабочего места;
  • код профессии сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;
  • основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости.
  • сведения о произошедших несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у сотрудников.

Такой порядок приведен в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Организация, которая проводила спецоценку, сведения о ее результатах должна передать в информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с даты утверждения отчета. Указанные сведения нужно передать в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на официальный сайт информационной системы учета через Интернет.

Такие правила установлены в пункте 11 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 ноября 2015 г. № 843н.

Декларация соответствия

Как задекларировать соответствие условий труда на рабочих местах нормативным требованиям

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда организация подает в трудовую инспекцию по своему местонахождению либо по местонахождению филиала, представительства или местожительству предпринимателя в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации:

  • вредные или опасные производственные факторы не выявлены;
  • условия труда признаны оптимальными или допустимыми. За исключением рабочих мест, на которых идентификацию не проводят.

Об этом говорится в статье 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.*

Внимание: если на 1 мая 2016 года у работодателя уже есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, подайте уточненную декларацию. Ранее сведения о рабочем месте включали в декларацию, только если на нем вовсе не выявлено вредных и опасных факторов. С 1 мая 2016 года в декларации указывают также рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда (Закон № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г.). При этом новое правило имеет обратную силу и регулирует отношения, возникшие с 1 января 2014 года (п. 2 ст. 3 Закона № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г.). Поэтому если в организации на 1 мая 2016 года по итогам проведенной спецоценки есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, то нужно подать уточненную декларацию (п. 4 ст. 3 Закона № 136-ФЗ от 1 мая 2016 г.).

Подать уточненную декларацию нужно не позднее 5 апреля 2017 года. Дело в том, что в статье 3 Закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ сроки не установлены. Поэтому ориентируйтесь на общий срок для деклараций: не позднее 30 рабочих дней после того, как утвердили отчет о спецоценке. По аналогии уточненную декларацию подайте в течение 30 рабочих дней с даты изменения законодательства. Возможность представлять такую отчетность появилась 18 февраля 2017 года, когда вступили в силу изменения в форму и порядок заполнения декларации, утвержденные приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.*

Форма и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Декларация соответствия состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую – территориальный орган Роструда.

Организации в декларации необходимо указать:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • перечень рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные производственные факторы;
  • дату ее составления.

При этом в декларации необходимо указать полное наименование организации, а также ее фактический адрес в соответствии с уставными документами. Эти данные можно узнать у самой организации, проводящей специальную оценку условий труда, или посмотреть на официальном сайте Минтруда России.

Наименование должности или профессии сотрудников, занятых на декларируемом рабочем месте, а также их численность указывают согласно карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.

Индивидуальный номер рабочего места нужно указать в соответствии с первой графой перечня рабочих мест, на которых проводилась спецоценка. При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указывают их порядковые номера с добавлением прописной буквы А в соответствии с данными четвертой графы перечня.

При этом перечень и карта специальной оценки условий труда являются частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» нужно указать фамилию и инициалы эксперта организации, проводившей спецоценку, который выполнил идентификацию потенциально вредных или опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте, а также дату и номер заключения этого эксперта, на основании которого принято решение о декларировании.

Такие разъяснения о порядке заполнения декларации содержит письмо Минтруда России от 23 июня 2014 г. № 15-1/В-724.

Заполненную декларацию нужно подписать у руководителя организации и заверить печатью.

Далее направьте ее в местную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

Передать декларацию можно одним из трех способов:

  • лично принести в инспекцию. При этом при себе уполномоченное лицо должно иметь доверенность на право представления декларации;
  • отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • заполнить и передать в электронном виде через специальный сервис на сайте Роструда.

Территориальный орган Роструда может не принять декларацию только в случае ее несоответствия установленной форме. Отказ в принятии декларации по иным основаниям неправомерен.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 2–7 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую спецоценку, в случае если в период ее действия с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация:

  • произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц;
  • выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • по результатам проверки на рабочем месте сотрудника выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет.

Об этом говорится в статьях 11, 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и пункте 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н».

< >

«Ответственность

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки условий труда

Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки влечет административную ответственность:

– для организации – штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;

– для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Это предусмотрено в части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За повторное нарушение порядка проведения специальной оценки предусмотрены следующие административные наказания:

  • для организации – штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Об этом сказано в части 5 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях».*

22.03.2017

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Если Вы юрист, не уходите!

Вы нашли ответ на свой вопрос на профессиональном сайте для юристов-практиков.

Сейчас на нашем сайте 70 тысяч ответов на повседневные вопросы юристов и мы публикуем новые каждый день. Зарегистрируйтесь, чтоб получить доступ ко всем ответам. Это быстро и бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.