Специальные цены на подписку в феврале >>
Юрист компании

Как снизить многомиллионный антимонопольный штраф до 100 тысяч?

Одни из самых мощных антимонопольных санкций – оборотные штрафы, определяемые как процент от выручки нарушителя. Но штука в том, что при определенных условиях и эти штрафы не могут превысить, по обоснованному мнению судов, 100 000 рублей. Поговорим сегодня об этом.

В нашей судебной практике разбирательства с антимонопольными органами не раз заканчивались именно таким результатом, и штрафы в сотни миллионов снижались судами до указанной выше суммы.

И дело тут вот в чем. Возьмем, к примеру, часть 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Она устанавливает штрафы за злоупотребление доминирующим положением (ЗДП) для юридических лиц «от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение».


Как быстро подготовиться к проверке ФАС


Коллеги, как видим, эта норма оперирует понятием «рынка». Термин «товарный рынок» раскрывается, в свою очередь, в пункте 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции: под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

С учетом этого определения и положений Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220, приходим к выводу, что товарный рынок имеет продуктовые и географические границы. Географические границы, в частности, это территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Так вот, доказывая наличие нарушения на стадии антимонопольного разбирательства, антимонопольный орган обязан установить продуктовые и географические границы рынка (а также ряд его других параметров), на котором оно совершено. В этих границах определяется и наличие у потенциального нарушителя доминирующего положения, без которого не вменить то самое ЗДП.

Далее, на второй стадии – привлечения к административной ответственности – именно с выручки, полученной на рынке в этих продуктовых и географических границах, рассчитывается оборотный штраф. Это справедливо и соразмерно нарушению (например, нарушитель работает по всей России, а ЗДП допустил лишь в одной небольшой местности).

Так вот, коллеги, бывает, что антимонопольный орган неверно определяет продуктовые или (чаще) географические границы рынка, где допущено нарушение. Обычно, происходит более широкое толкование таких границ, которое вытекает и в завышенную величину штрафа.

Если доказать это (в том числе с представлением грамотного анализа рынка, экспертных заключений и др.), то суды нередко снижают штраф до минимально возможного значения – 100 000 руб. И это, на наш взгляд, верно – не должно судебное разбирательство подменять административные обязанности государственного органа и восполнять допущенные им нарушения, переопределять границы рынка, пересчитывать выручку с них и штраф.

Примеры таких позитивных дел – Постановления 17 ААС от 22 февраля 2017 г. № 17АП-94/17, АМ МОк от 22 сентября 2016 г. по делу № А40-233210/2015, АС ВСО от 19 июня 2015 г. по делу № А19-8334/2014 и др.

Впрочем, процесс доказывания по таким спорам не прост, и суды также нередко не принимают доводы компаний (см., например, постановления АС ЗСО от 1 марта 2018 г. по делу № А70-9105/2017, от 10 марта 2015 г. по делу № А27-8179/2014, СЗО от 6 декабря 2018 г. по делу № А44-2104/2018).

Поэтому подходить к этим спорам, как и к любым антимонопольным делам, нужно тщательно. Расслабляться не стоит.

Незаменимые помощники в работе юриста


Юрист компании

Система Юрист
Система Юрист

Высшая школа юриста
Высшая школа юриста


Программа
учета судебных дел XSUD


Проверка контрагентов
для юристов

Добавить комментарий
Входите! Открыто!
Чтобы комментировать, нужно войти на сайт. Введите свой логин и пароль или зарегистрируйтесь. Регистрация займет 1 минуту.
×
Здравствуйте, Вам подарок!

Увлекательное юридическое чтение Это профессиональный сайт для юристов-практиков.
На этой неделе дарим всем юристам полезный подарок: книгу о недействительных сделках.
Чтобы получить книгу и полный доступ ко всем материалам law.ru, нужно зарегистрироваться. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить книгу в подарок
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.