text
Юрист компании

Если вам нечего скрывать – потерпите: о чем говорят предложения госорганов предоставить им возможность проводить проверки вне детализированных административных процедур

Если вам нечего скрывать – потерпите: о чем говорят предложения госорганов предоставить им возможность проводить проверки вне детализированных административных процедур
Пытаемся разъяснить, чем грозит отсутствие административных процедур при проведении проверок.

Несколько примеров:

*ФНС России предлагает собирать сведения о поступлениях на счета физических лиц и оценивать их вне предусмотренных административных процедур [налоговых] проверок (фактически по усмотрению или в соответствии с методикой, которая будет разработана и утверждена самим этим ведомством).

Помимо этого, ФНС России уже вправе в ручном режиме определять частоту проведения налоговых проверок (в течение срока давности) – эти полномочия реализуются по усмотрению в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода (решение АС г. Москвы от 09.07.2018 по делу № А40-23080/2016, определение ВС РФ от 31.10.2017 по делу № А40-101850/2016);

*ЦБ России дана возможность проводить «контрольные закупки» путем проверки клиентского обслуживания под прикрытием (Федеральный закон от 29.07.2018 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). При этом сам процесс закупки не урегулирован (проводится при необходимости, по результатам оформляется акт);

*в этом отношении Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлены новые правила проведения контрольных закупок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» разительно отличается от вышеприведенного порядка:

-это отдельное мероприятие по контролю, в рамках которого также проводится проверка соответствия обязательным требованиям,

-правила для проведения обычных проверок не применяются, но выявленные нарушения могут стать поводом (при наличии оснований, предусмотренных ст. 10 закона о госконтроле) для расширенной внеплановой проверки по этим же обстоятельствам),

-незамедлительно уведомляется прокурор, а если по основаниям для проведения внеплановых проверок – с ним необходимо согласовать,

-важно: если раньше Правительство устанавливало особенности проведения контрольных закупок, то теперь определяет порядок от и до. Значит, пока подобного акта нет, контрольные закупки проводиться не могут, а затем будут подчиняться процедуре, не зависящей от усмотрения конкретного административного органа,

-и т.д.

Последний пример показывает, что законодатель в определенных случаях помнит, что такое право на надлежащую административную процедуру: конструкция административно-правового отношения не может быть обоснована одним лишь «это необходимо для исполнения государством своих функций». В правоотношении участвует также и невластный субъект, не приемлющий «если скрывать нечего – можно и без процедуры» (он не хочет никакого вмешательства просто так, может оправдать обоснованное вмешательство с соответствующими ограничениями как способ защиты от злоупотреблений в условиях недоверия или хрупкого доверия к деятельности государственной администрации). Соответственно, иное приводит к дисбалансу при реализации правоотношения и может являться причиной неисполнения фундаментального административно-правового принципа обеспечения доверия к деятельности государственной администрации (постановления КС РФ от 16.06.2009 № 9-П, от 20.04.2010 № 9-П, от 20.12.2010 № 21-П, от 07.11.2012 № 24-П, от 24.11.2017 № 34-П, определение КС РФ от 01.03.2012 № 389-О-О, решение Уставного Суда Свердловской области от 16.04.2013, также см. здесь –

https://drive.google.com/file/d/0B6-IoOt7eOWCUjFfSUtNSkE5LVBpZWJIZlBxOEkwalRJRi1J/view). Правоотношение становится неэффективным.

Добавить комментарий
Входите! Открыто!
Чтобы комментировать, нужно войти на сайт. Введите свой логин и пароль или зарегистрируйтесь. Регистрация займет 1 минуту.
×
Здравствуйте, Вам подарок!

Увлекательное юридическое чтение Это профессиональный сайт для юристов-практиков.
На этой неделе дарим всем юристам полезный подарок: книгу о недействительных сделках.
Чтобы получить книгу и полный доступ ко всем материалам law.ru, нужно зарегистрироваться. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить книгу в подарок
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.