Особенности российской практики в отношении споров о товарных знаках

514
В российском судопроизводстве наметились две тенденции в разрешении подобных споров.

Первая - когда суд выносит решение в пользу истца и признаёт нарушение, хотя вероятность смешения знаков не проявляется. Одним из ярких дел с подобным итогом было известное дело компании «Макдональдс» по поводу товарного знака «С пылу, с жару». Компания «Макдональдс»  была признана нарушителем, поскольку ввела слоган «С пылу, с жару» позже, чем другая компания из того же сегмента рынка зарегистрировала фразу как товарный знак. Слоган был скомпонован с уникальным знаком «Макдональдс», то есть визуального смешения с внешним видом товаров другой компании не было. Не было и введения покупателей в заблуждение - бренд «Макдональдс» обладает огромной известностью, и спутать его товары с чужими возможно, если другой субъект пытается имитировать знаменитые символы, не иначе. Но суды квалифицировали действия «Макдональдс» как нарушение исключительного права на товарный знак - в частности, см. постановление Высшего Арбитражного суда от 17 апреля 2012 г. по товарному знаку «С пылу, с жару». Сначала суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, но Высший Арбитражный суд отнёсся к этому по-другому. Поскольку речь шла об однородных товарах, товарный знак являлся, по мнению Высшего Арбитражного суда, сходным до степени смешения (в ряде документов – тождественным). Хотя, по сути, не страдала индивидуализирующая функция товарного знака, а правообладатель не нёс традиционных потерь в связи с нарушением его исключительных прав.

См. также

Примером второй тенденции, второго подхода,  делающего больший акцент именно на функциональной составляющей, может послужить спор, бывший в рассмотрении суда по интеллектуальным правам. Это спор со «Сбербанком» по товарному знаку «Всегда рядом». Известный слоган Сбербанка «Мы всегда рядом» тоже оказался зарегистрирован на другую компанию в качестве товарного знака, и компания предъявила к «Сбербанку» требования. Но суд по интеллектуальным правам принял сторону «Сбербанка», сказав о том, что данный слоган используется вместе с уникальными обозначениями «Сбербанка», поэтому вероятности смешения нет, потребители не вводятся в заблуждение, следовательно, нет и нарушения исключительного права.

И в зарубежной практике есть примеры такого подхода. Например, в британском суде был спор, когда некий предприниматель выпустил в продажу карточки с фотографиями футболистов. На форме футболистов стоял логотип их клуба, зарегистрированный как товарный знак.  Возник вопрос: а нет ли здесь нарушения прав владельца знака? И суд постановил, что хотя логотип использовался, он использовался не для указания на источник происхождения товара и не для ущемления прав владельца, а лишь потому, что в такой форме оказались члены клуба. Суд подошел к делу с функциональной точки зрения.

Второй подход представляется более взвешенным — исходить из функциональной сущности товарного знака,  а не из формальных критериев.

По материалам видеолекции

Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © 2007–2018  ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль