text
Юрист компании

Особенности российской практики в отношении споров о товарных знаках

  • 4 февраля 2016
  • 540

В российском судопроизводстве наметились две тенденции в разрешении подобных споров.

Первая - когда суд выносит решение в пользу истца и признаёт нарушение, хотя вероятность смешения знаков не проявляется. Одним из ярких дел с подобным итогом было известное дело компании «Макдональдс» по поводу товарного знака «С пылу, с жару». Компания «Макдональдс»  была признана нарушителем, поскольку ввела слоган «С пылу, с жару» позже, чем другая компания из того же сегмента рынка зарегистрировала фразу как товарный знак. Слоган был скомпонован с уникальным знаком «Макдональдс», то есть визуального смешения с внешним видом товаров другой компании не было. Не было и введения покупателей в заблуждение - бренд «Макдональдс» обладает огромной известностью, и спутать его товары с чужими возможно, если другой субъект пытается имитировать знаменитые символы, не иначе. Но суды квалифицировали действия «Макдональдс» как нарушение исключительного права на товарный знак - в частности, см. постановление Высшего Арбитражного суда от 17 апреля 2012 г. по товарному знаку «С пылу, с жару». Сначала суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, но Высший Арбитражный суд отнёсся к этому по-другому. Поскольку речь шла об однородных товарах, товарный знак являлся, по мнению Высшего Арбитражного суда, сходным до степени смешения (в ряде документов – тождественным). Хотя, по сути, не страдала индивидуализирующая функция товарного знака, а правообладатель не нёс традиционных потерь в связи с нарушением его исключительных прав.

См. также

Примером второй тенденции, второго подхода,  делающего больший акцент именно на функциональной составляющей, может послужить спор, бывший в рассмотрении суда по интеллектуальным правам. Это спор со «Сбербанком» по товарному знаку «Всегда рядом». Известный слоган Сбербанка «Мы всегда рядом» тоже оказался зарегистрирован на другую компанию в качестве товарного знака, и компания предъявила к «Сбербанку» требования. Но суд по интеллектуальным правам принял сторону «Сбербанка», сказав о том, что данный слоган используется вместе с уникальными обозначениями «Сбербанка», поэтому вероятности смешения нет, потребители не вводятся в заблуждение, следовательно, нет и нарушения исключительного права.

И в зарубежной практике есть примеры такого подхода. Например, в британском суде был спор, когда некий предприниматель выпустил в продажу карточки с фотографиями футболистов. На форме футболистов стоял логотип их клуба, зарегистрированный как товарный знак.  Возник вопрос: а нет ли здесь нарушения прав владельца знака? И суд постановил, что хотя логотип использовался, он использовался не для указания на источник происхождения товара и не для ущемления прав владельца, а лишь потому, что в такой форме оказались члены клуба. Суд подошел к делу с функциональной точки зрения.

Второй подход представляется более взвешенным — исходить из функциональной сущности товарного знака,  а не из формальных критериев.

По материалам видеолекции

Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Войдите на сайт

Этот и другие документы доступны только зарегистрированным пользователям

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.