С развитием интернет-коммуникаций и бизнесом в виртуальной сфере появился особый тип ситуаций, связанных с совпадением доменных имён и названий брендов.
Домен зарегистрирован раньше, чем товарный знак
С одной стороны, доменное имя не является самостоятельным средством индивидуализации, и его владелец не признаётся автоматически владельцем товарного знака. С другой, применение имени бренда как доменного — это частный случай использования товарного знака.
Это порождает ситуации, когда было зарегистрировано некое доменное имя, а затем другой субъект, не владелец домена, зарегистрировал на себя сходный с этим именем товарный знак, начал использовать, обнаружил, что в сети уже есть это доменное имя и подал иск к его администратору.
Будет ли в данном случае иметь место нарушение права на товарный знак? Если исходить из того, что сходное с товарным знаком имя в домене — частный случай использования знака, получается - да, нарушение есть, независимо от времени регистрации доменного имени.
Товарный знак важнее домена
Но логично возникает вопрос о справедливости: ведь администратор доменного имени регистрировал соответствующий домен добросовестно и не мог предположить, что кто-то в будущем захочет оформить на себя такой же товарный знак. О стремлении нарушить права будущего правообладателя не могло идти и речи. Можно ли в подобных обстоятельствах признавать нарушение?
В справке Суда по интеллектуальным правам прямо не сказано, что как нарушение классифицируется использование «… доменного имени, зарегистрированного ранее», но общая позиция сводится к тому, что любое использование в доменном имени чужого товарного знака представляет собой нарушение исключительного права.
И единственное исключение, когда, по справке, приоритет должен быть отдан администратору доменного имени, - если обладатель прав на товарный знак зарегистрировал его недобросовестно. То есть он заранее знал о существовании уже получившего известность среди потребителей чужого доменного имени и намеренно в целях паразитирования на положительной репутации домена зарегистрировал сходный с ним товарный знак. Суд по интеллектуальным правам подчеркнул, что в этом случае следует вставать на сторону администратора доменного имени.
Суд может поддержать владельца домена
На практике же суды, в том числе, Суд по интеллектуальным правам, уже занимали позицию, когда в действиях владельца домена не было обнаружено нарушения, поскольку доменное имя было зарегистрировано ранее товарного знака. Например, не так давно эта инстанция занималась спором по поводу товарного знака «Чип-топ» (постановление от 4 февраля 2015 года № А40-58425/2014). Суд поддержал администратора доменного имени. Хотя доменное имя не является средством индивидуализации, и принцип старшинства здесь как бы не действует, но «... В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что спорное доменное имя было зарегистрировано и право его администрирования ответчиком получено ранее дат регистрации истца в качестве юридического лица и приоритета товарного знака».
Подготовлено по материалам видеолекции
Читайте на эту тему