«Любое конфликтное увольнение – это просчет руководителя»

79
О том, как следует себя вести с работниками творческих профессий, и что значат традиции в работе, рассказал генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин.
Биография В 1980 окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. 1974–1976 годы – корреспондент газеты «Московский комсомолец» 1976–1986 годы – работал в информационной программе «Последние известия» Главной редакции Всесоюзного радио «Маяк» 1986–1995 годы – корреспондент информационных программ редакции программы «Время», ведущий программы «Утро» (сейчас телеканал «Доброе Утро») 1995–1997 годы – директор-распорядитель, первый заместитель генерального директора Московского цирка Никулина на Цветном бульваре С 1997 года – генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.

– Расскажите, сколько сотрудников работает в цирке и каких специальностей?
– Цирк можно назвать предприятием с замкнутым циклом производства, так как внутри осуществляются все работы по созданию того или иного циркового произведения. Поэтому у нас очень много сотрудников самых различных профессий, начиная от гардеробщиков и заканчивая звукорежиссерами и телеоператорами. Всего у нас трудятся около 300 человек, которые занимаются обеспечением текущей работы цирка и примерно столько же артистов.

– Какова административная структура?
– По структуре у нас все достаточно просто. Возглавляет цирк генеральный директор, он же и художественный руководитель. У него 4 заместителя: по административным вопросам, по эксплуатации, по гастрольной деятельности и зарубежной работе, а также финансовый директор.

– А кто занимается вопросами трудовых отношений?
– Отдел кадров. В нем работают три сотрудника во главе с начальником отдела.

– Представляется, что такая организация достаточно специфична. В чем заключается специфика отношений с работниками вашей организации?
– Поскольку это цирк, то у нас, конечно, есть много специфических нюансов. Например, есть такая процедура, как кормление животных. Оно должно проводиться несколько раз в день и требует присутствия некоторых сотрудников на работе даже ночью. Что касается артистического персонала, то, конечно, ни о какой пятидневной рабочей неделе речи быть не может. Они работают у нас по графику выступлений. Если говорить «трудовыми» терминами, то у нас рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, так как в выходные у нас, естественно, проходят выступления. Что касается рабочего времени, то это, как правило, гибкий график. Кроме выступлений есть репетиции, которые проходят по расписанию. Соответственно, время начала и окончания работы зависит от их расписания. Помимо этого, много сотрудников занято в гастрольной деятельности. Их режим работы определяется режимом работы тех цирков, где они выступают.

– Гастроли оформляются как командировки?
– Нет, у наших артистов установлен разъездной характер работы, поэтому гастроли оформляются как служебные поездки. Кстати, по поводу гастролей. У нас, цирковых работников, возникает много вопросов к законодателям, так как наша деятельность очень скупо регламентирована Трудовым кодексом РФ. К примеру, спортсменам посвящена отдельная глава, и в ней закреплены отдельные нормы, которые нам очень близки. В частности, приостановление трудового договора и передача работника другому работодателю на время, после чего трудовой договор возобновляет свое действие. Это очень похоже на то, что происходит у нас во время гастролей. Потому что фактически на время они становятся работниками другого цирка. То есть определенная цирковая организация берет для своей программы у нас как бы «напрокат» артиста на определенное время. И в этот период она выплачивает ему зарплату, а также несет ответственность по вопросам охраны труда. В то же время все эти вопросы трудовым законодательством не урегулированы, а хотелось бы, чтобы аналогичные нормы были и в отношении цирковых работников, что значительно облегчило бы нам работу.

– Расскажите, какие существуют особенности предоставления времени отдыха вашим артистам?
– У артистов обязательно один выходной в воскресенье. Но это относится к тем сотрудникам, кто находится на репетиционном периоде, которые не привлекаются в текущее время к выступлениям в цирковой программе. Соответственно, у них шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем. А что касается тех, кто задействован в представлениях, то им выходные дни предоставляются в свободные дни работающей программы, то есть в те дни, когда нет представлений. И здесь может быть по-разному – один, два, три дня. Все зависит от того, сколько представлений мы можем давать. В дни школьных каникул, например, загруженность увеличивается.

– Много ли сейчас людей, которые хотят работать в цирке? Испытываете ли нехватку артистов и простых сотрудников?
– Мы не испытываем дефицита. Традиционно в цирке есть три «канала» притока новых людей. Первый – это учебные заведения, например цирковые училища, народно-цирковые коллективы при крупных комбинатах, оттуда приходят очень интересные ребята. Второй – это династии, люди вырастают в цирке и становятся цирковыми артистами, часто перенимая номер у своих родителей. Из династических семей у нас работает уже третье поколение. Выступают внуки тех, кто начинал еще с моим отцом, Юрием Никулиным. А третий канал – это спорт. Из спорта приходят в силовые жанры, в акробатику, в гимнастику, потому что спортивная карьера, как известно, гораздо короче, чем цирковая. Касательно обычных сотрудников стоит заметить, что у нас многие из артистов остаются работать в цирке, даже когда заканчивают артистическую карьеру. Переходят на другую работу, не связанную с выступлениями на манеже, и остаются в цирке до глубокой старости.

О компании Московский цирк на Цветном бульваре – один из старейших цирков России. Первых посетителей он принял еще в 1880 году. В цирке выступали Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильямс Труцци и др. Также гастролировали иностранные артисты. В 1919 году по Декрету В.И. Ленина цирк был национализирован и стал первым государственным советским цирком. В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. В 1985 году цирк закрылся на капитальную реконструкцию и после нее обновленный цирк был открыт в 1989 году. Цирк может принять до двух тысяч зрителей.

– То есть, какого-то специального кадрового резерва вы не формируете?
– Нет, не формируем, поскольку у нас в любом случае артистов больше, чем необходимо. Мы, конечно, пытаемся задействовать в работе всех, потому что все-таки у нас есть два своих шапито (цирк, представления которого проходят в специальном сборно-разборном помещении – Примеч. ред.). Потому как зрители в Москве в основном одни и те же, то необходимо менять программу два раза в год. Мы должны показывать совсем другие номера, пусть в тех же жанрах, но такие, которые еще не видели или уже подзабыли. Поэтому на манеже артисты выступают раз в три-четыре года, потом работают в шапито, ну и, конечно, гастроли. Так что специально формировать какой-то резерв у нас нет необходимости.

– Творческие люди очень темпераментны и часто имеют непростые характеры. Как вам удается решать сложные вопросы взаимоотношений между сотрудниками?
– Все зависит от конкретной ситуации. Артисты – это, безусловно, особые сотрудники и с ними нужно вести себя очень осторожно. Но поскольку я всех уже давно знаю, с каждым у меня сложилась своя модель отношений. Естественно, кто-то мне более симпатичен, а кто-то менее, но работать нужно со всеми. Я не сторонник принятия жестких мер и единоличного решения кадровых вопросов. Есть вещи, в которых можно разобраться только совместно. Конечно, бывали случаи, когда приходилось принимать непопулярные решения в отношении сотрудника, но я на это иду крайне редко. Любое конфликтное увольнение – это, с моей точки зрения, просчет руководителя. Ведь это значит, что не удалось наладить контакт с подчиненным, возможно, потому что не было приложено к этому достаточных усилий.

– А как быть, если работник сам не идет на контакт и ведет себя неподобающим образом?v – У нас такое бывает крайне редко, поскольку сама атмосфера не позволяет небрежно относиться к делу. Так как многие артисты начинают работать в цирке с юного возраста, то они вырастают с пониманием того, что значит, в прямом смысле держать в руках чужую жизнь. Я имею в виду, когда ты несешь ответственность за партнера при исполнении номера. Этому нельзя специально научиться, но это приходит со временем. Поэтому с артистами крайне редко бывают конфликты. И в принципе конфликты здесь обычно не творческие, а бытовые. Каких-то серьезных проблем с работниками за мои 17 лет работы здесь было всего 2-3 раза. Причем все взаимные претензии решались мирно, никогда конфликт не доходил до суда.

– Вы сами как руководитель компании принимаете участие в разрешении конфликтов, если они все-таки случаются?
– Только в самых редких случаях, когда это действительно необходимо. Я знаю, что есть руководители, которые в принципе дистанцируются от текущих проблем в коллективе, но у нас другая система, которая гораздо более демократична. У меня нет часов приема, кабинет всегда открыт. Когда я здесь, любой может прийти, задать вопрос или обрисовать проблему. И так во всем цирке. Но обычно проблемы решаются в рамках субординации. То есть мои заместители решают вопросы со своими подчиненными, а я стараюсь в мелкие производственные конфликты не вмешиваться.

– Давайте поговорим про групповые номера. Как я понимаю, у каждого такого номера есть свой руководитель?
– Совершенно верно, он отвечает за подбор артистов, за техническую составляющую номера и за их безопасность во время выступления.

– Возникают ли сложности при подготовке номера, связанные с взаимоотношениями внутри коллектива?
– Серьезные сложности возникают очень редко, но я помню случай, когда с одним из таких руководителей внутри группы возник конфликт, причем во время гастрольной поездки, во Франции. Я, к счастью, в это время был с ними и постарался его урегулировать. Получилось так, что руководитель не смог найти общего языка с коллективом, готовившим определенный номер, и дошло до того, что артисты отказались с ним работать. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что руководитель был не прав, и я ему несколько раз об этом говорил. Вместе с моим заместителем мы провели с ним несколько встреч, но он не хотел признать своих ошибок. Поэтому с ним пришлось расстаться.

– То есть в данной ситуации Вы поддержали коллектив?
– Да, я был в этом конфликте на их стороне, так как объективно они были правы. Руководитель поступал с ними некрасиво, а им приходилось терпеть. Они пришли ко мне и заявили, что как только закончатся гастроли, они уволятся. Это было пиком развития конфликта, после которого я решил, что с их руководителем следует расстаться. В итоге после его ухода они выбрали внутри своего коллектива руководителя, добрали недостающих людей, и продолжили выступать в цирке.

– А есть ли конкуренция между артистами внутри коллектива?
– Безусловно, здесь все хотят быть на первых ролях. Но конфликтов в этом быть не может, потому что каждый может быть первым в своем жанре. Ведь цирк это не балет, где двадцать человек заняты в одном танце. Здесь один жонглер, другой дрессировщик, третий полетчик, четвертый эквилибрист. Они все разные, внутри конкурировать бессмысленно. Но с коллегами по ремеслу в рамках одного жанра, конечно, каждый хочет быть первым. Нам это выгодно, потому что такая конкуренция позволяет развиваться, артисты ищут новые ходы, придумывают новые трюки. Конфликтов как таковых у нас здесь не бывает.

– Манеж, как известно, это зона повышенного риска. Как вы обеспечиваете безопасность артистов?
– К сожалению, гарантировать стопроцентную безопасность артистов на манеже мы не можем. Каждый выход–это риск для жизни, и артист это прекрасно понимает. Со своей стороны мы, безусловно, стараемся создать максимально безопасные условия для выступлений. У нас есть отдел охраны труда, есть специально обученные инженеры, которые следят за подвеской, за оборудованием, чтобы исключить какие-то технические ошибки. Тем не менее следует понимать, что есть отдельные цирковые жанры, в которых страховка просто не предусмотрена, а сами номера очень травмоопасны.

– Какие это жанры?
– Например, выступления акробатов на шестах, гимнастов на полотнах, на трапециях, воздушный полет и т. д. Конечно, там есть специальная страховочная сетка, но все равно даже при падении на сетку можно серьезно покалечиться. И дрессировщик всегда серьезно рискует, репетируя с животными.

– Как я понимаю, в цирке, в прямом смысле, жизненно важно, чтобы все сотрудники работали слаженно и без конфликтов. Каким образом, на ваш взгляд, достигается эта цель?
– Я считаю, что все дело в традициях, которыми славится этот цирк. Здесь уникальная атмосфера, которой нет в других цирках. Ее создал Юрий Никулин, причем исключительно силой своей личности, не желая этого специально. В этом цирке так много связано с ним, что любому невольно хочется следовать его правилам. Это тот самый принцип «делай как я», но он не навязанный и даже не высказанный. Есть личности, которые формируют историю и формируют вокруг себя определенную атмосферу, энергетику. Все здесь этим пронизано. В этом цирке очень хорошие отношения между сотрудниками. Все друг с другом здороваются, даже малознакомые люди. Этот цирк в буквальном смысле всех объединяет.

– Как вы считаете, о чем стоит помнить руководителю в отношениях с подчиненными?
Я не придерживаюсь каких-то особенных правил, потому что все, с кем мне приходится работать, это профессионалы, ими не надо руководить в привычном смысле. Поэтому мне в этом плане, наверное, проще, чем какому-нибудь другому руководителю. Главное, не забывать, что любой сотрудник ценит честное отношение работодателя. К примеру, вот уже более 20 лет цирк находится в частной собственности, но практически ни разу не было такого, чтобы мы не выплатили или сократили зарплату своим работникам. Даже в те времена, когда в стране была сложная финансовая ситуация и простым людям явно было не до походов в цирк. Наши сотрудники понимают, чего это стоило, как мы искали различные варианты, чтобы все осталось на прежнем уровне. Впрочем, пару лет назад у нас была сложная финансовая ситуация, связанная с летним периодом, когда в Москве было сильное задымление от лесных пожаров. У нас в тот период очень заметно упала посещаемость. И нам пришлось снизить объем премиальных выплат. Мы собрали коллектив и объявили, почему так происходит. Все поняли, что если этого не сделать, то цирк просто не выстоит. Это было всего один раз за всю нашу историю и продолжалось три месяца. Потом, когда ситуация нормализовалась, мы подняли премии до прежнего уровня.

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      С 1 июня ГК изменится

      Вступят в силу новые положения ГК о расчетах и финансовых сделках – займе, кредите, факторинге. Читайте, как работать по новым правилам.

      Скорее прочесть

      Реальная стоимость юридических услуг не имеет значения для суда

      Обзор судебной практики за прошлую неделю.

      Получить

      Как теперь получить документы об изменениях в ЕГРЮЛ

      Поменялись правила, по которым инспекторы регистрируют и ликвидируют компании, а также вносят изменения в ЕГРЮЛ. Листы записи, свидетельства ИНН и уставы теперь будут выдавать только в электронном виде.

      Подробнее

      Памятка для юриста

      Если организация или предприниматель использует в бизнесе социальные сети или мессенджеры, юристу необходимо принять особые меры предосторожности. Три правила работы.

      Забрать

      © 2007–2018  ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Только для зарегистрированных пользователей

      Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.