Премия «Юрист года — 2019»

Юрист компании

Генеральный план в градостроительстве: задачи и функции документа

29 августа 2019
146
Средний балл: 0 из 5
Глава юридической компании Dls-lex
Опыт работы в сфере юриспруденции 21 год. Возглавляет собственную юридическую компанию Dls-lex, оказывающую юридические услуги бизнесу и частным лицам. Опыт собственных публикаций с 2012 года.

Генеральный план относится к основным документам планирования градостроительного развития поселения или городского округа. Из статьи вы узнаете, что содержит план и по каким правилам его утверждают.

Назначение генерального плана

Генеральный план – это один из видов градостроительной документации по территориальному планированию. В Градостроительном кодексе напрямую не сказано, что такое генеральный план, но этот документ фигурирует как один из основных для территориального планирования. Он определяет градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности населения. Документ устанавливает:

  • границы населенных пунктов;
  • функциональное назначение, параметры и границы функциональных зон;
  • размещение в них объектов местного значения.

На основании генерального плана осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территории.

Подготовку генерального плана поселения, города (городского округа) могут вести применительно ко всей территории или к отдельным населенным пунктам с последующим внесением изменений по другим частям территории.

До недавнего времени одной из основных проблем градостроительной деятельности на территории Московской области было отсутствие утвержденных генеральный планов городских округов и поселений. Это являлось существенным барьером в принятии конструктивных решений относительно строительства и реконструкции объектов недвижимости. Ситуация изменилась в конце 2017 – начале 2018 года. В большинстве городов и поселений утвердили генеральные планы застройки и развития территории. Документы есть в широком доступе на официальных сайтах администраций городских округов и поселений.

Также в рамках приоритетного направления работы по снижению административных барьеров и оптимизации процессов градостроительной деятельности Главархитектура Московской области опубликовала информацию об утвержденных генеральных планах городских округов и поселений области.

Аналогичная ситуация сложилась в градостроительной деятельности большинства субъектов РФ. Ознакомиться с утвержденными генеральными планами на уровне всех субъектов РФ возможно:

  • на официальных сайтах администраций, где размещены материалы утвержденных документов;
  • на региональном портале государственных и муниципальных услуг.

Что должно быть в генеральном плане развития территории

Генеральный план в обязательном порядке содержит:

  • положение о территориальном планировании;
  • карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
  • карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
  • карту функциональных зон поселения или городского округа.

Под функциональными зонами законодатель понимает зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Эта информация важна для строительных компаний при:

  • застройке территорий,
  • изменении категории земельных участков,
  • соблюдении требований о виде разрешенного использования участков.

Такая информация генерального плана дает понимание, как именно следует использовать имеющиеся территории и участки.

На сегодняшний день существуют следующие функциональные зоны:

  1. Жилые. К ним относят зону застройки многоквартирными жилыми домами, зону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, зону смешанной малоэтажной жилой застройки, рекреационно-жилую зону.
  2. Общественно-деловые. Это многофункциональная общественно-деловая зона, зона специализированной общественной застройки (размещения объектов социального, бытового, образовательного, культурного и религиозного назначения), зона объектов физической культуры и массового спорта, общественно-производственная зона, общественно-жилая зона, общественно-рекреационная зона, общественно-рекреационно-жилая зона, зона многофункциональной смешанной застройки.
  3. Производственные. Помимо непосредственно производственной зоны, это зона объектов коммунального назначения, зона объектов автомобильного транспорта, зона объектов железнодорожного транспорта, зона объектов воздушного транспорта.
  4. Рекреационного назначения. Это зоны озелененных и благоустроенных территорий, лесопарков и иных природных ландшафтов, лесов, зона объектов отдыха и туризма, зона водных объектов.
  5. Сельскохозяйственного использования. Сюда относят зону сельскохозяйственных угодий, зону, предназначенную для ведения садоводства и дачного хозяйства, зону объектов сельскохозяйственного производства.
  6. Специального назначения. Это зоны кладбищ, крематориев, озеленения специального назначения, иные зоны специального назначения.
  7. Иные зоны, которые выделяют в связи со спецификой использования территорий. 

Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе образуемых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать:

  • графическое описание местоположения этих границ;
  • перечень координат их характерных точек в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

Минэкономразвития России в приказе от 23.11.2018 № 650 утвердило формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов. Требования к точности определения координат характерных точек границ пунктов, а также к формату электронного документа с данными сведениями устанавливает Росреестр.

Прежде чем приступать к реализации проекта освоения участка, застройщику необходимо сверить данные границ участка и данные генерального плана и, при необходимости, устранить несоответствия.

Какие материалы обосновывают содержание генерального плана поселения или городского округа

Каждый генеральный план должен быть документально обоснован. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:

  1. Сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа.
  2. Обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования данных территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений использования. Это определяется в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий.
  3. Оценку возможного влияния будущих объектов на комплексное развитие этих территорий.
  4. Утвержденные документами территориального планирования сведения о видах, назначении и наименованиях будущих объектов, их основные характеристики, местоположение.
  5. Перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  6. Перечень участков в границах населенных пунктов, которые входят в состав поселения, городского округа, а также участков, которые исключаются из этих границ. Указывают категории земель, к которым планируется отнести эти участки, и цели их планируемого использования.
  7. Сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального и регионального значения.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

  • границы поселения, городского округа;
  • границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
  • местоположение существующих и строящихся объектов местного значения;
  • особые экономические зоны;
  • особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
  • территории объектов культурного наследия;
  • территории исторических поселений федерального и регионального значения;
  • зоны с особыми условиями использования территорий;
  • территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • границы лесничеств;
  • иные объекты, территории и/или зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон.

Порядок утверждения генерального плана

Генеральный план утверждает представительный орган местного самоуправления поселения либо городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана принимает глава местной администрации.

Так, городским советом депутатов Калининграда 6 июля 2016 г. было принято решение об утверждении генерального плана городского округа «Город Калининград» № 225 г. А в сентябре 2019 г. в совете депутатов городского округа Красногорск в рабочем порядке пройдет обсуждение генерального плана данного городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом:

  • региональных и местных нормативов градостроительного проектирования;
  • заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана;
  • предложений заинтересованных лиц (ст. 9 ГрК РФ).

При подготовке проекта генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания. 29 декабря 2017 г. вступил в силу Федеральный закон № 455-ФЗ. С его помощью внесли изменения в статью 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Новые нормы позволяют вместо публичных слушаний по проектам генеральных планов проводить общественные обсуждения.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, городских округов проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников равными возможностями для участия территория населенного пункта может быть разделена на части.

Так, в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 20.06.2018 № 04/57 вся территория г. о. Балашиха для проведения публичных слушаний по проекту генерального плана была разделена на части.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей до дня опубликования заключения о результатах:

  • определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа;
  • не может быть менее 1 месяца и более 3 месяцев (ч. 8 ст. 28 ГрК РФ).

В одном деле суд удовлетворил требования истца о признании недействующими:

  • решения совета муниципального района субъекта РФ об утверждении проекта изменений генерального плана сельского поселения и
  • решения о внесении изменений в ранее принятое решение совета в части отнесения земельного участка, арендованного истцом, к зоне рекреационного назначение-размещение лесов.

Как указал истец, изменения, внесенные оспариваемыми решениями, послужили основанием для отказа в выдаче ему разрешения на строительство на указанном участке. Суд подчеркнул, что проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Срок проведения слушаний не может быть менее 1 месяца и более 3 месяцев. В данном случае минимальный срок нарушен советом, поскольку прошло менее 1 месяца. Так как орган управления не выполнил требования к порядку, суд поддержал истца (определение ВС РФ от 19.10.2017 № 75-АПГ17-7).

Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

  • о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования либо
  • об отклонении проекта и о направлении его на доработку.

Вместе с генеральным планом глава администрации обязан направить в орган самоуправления:

  • протокол общественных обсуждений или публичных слушаний,
  • заключение о результатах.

Эти документы являются обязательным приложением к проекту.

После того, как представительный орган получит генплан и приложения, он с учетом протокола и заключения принимает решение:

  • об утверждении проекта,
  • о его отклонении и направлении главе местной администрации на доработку.

В соответствии с ГрК любое заинтересованное лицо вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Лицу, которое подает предложение, необходимо соблюсти требования, предъявляемые к участию в обсуждении проекта.

Например, суд отказал гражданину, который требовал признать недействующими:

  • генеральный план городского округа в части установления в границах земельного участка функциональной зоны смешанной жилой застройки,
  • правила землепользования и застройки в части установления в отношении того же земельного участка соответствующей территориальной зоны.

Требования мотивированы тем, что при утверждении плана и правил не учтено дополнительное заключение о результатах публичных слушаний. В заключении были отражены замечания и предложения участников слушаний об исключении из проектов изменения ранее установленной функциональной зоны застройки индивидуальными и блокированными домами. Суд указал, что в рассматриваемом случае администрация выполнила все требования к организации слушаний, и все заинтересованные лица имели возможность высказаться (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 13.02.2019 № 4-АПГ18-33).

Кто вправе предложить внесение изменений в генеральный план

Органы власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляют внесение в генеральный план изменений, которые касаются:

  • изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства,
  • определения зон рекреационного назначения.

Собственники участков и капитальных объектов вправе оспорить генеральный план в судебном порядке, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате его утверждения.

При рассмотрении спора о праве собственности на недвижимость суд отклонил ссылки третьего лица на решения совета депутатов муниципального образования. По мнению третьего лица, документы доказывали незаконность изменения назначения участка под спорным объектом. Акты были изданы после утверждения генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования. В силу пункта 15 ст. 24 ГрК РФ собственники участков и капитальных объектов вправе оспорить генеральный план, если он угрожает их интересам. Между тем третьим лицом этого не сделано (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2018 № Ф02-2056/2018 по делу № А74-14440/2016).

В каких случаях необходимо специальное согласование

Проект генерального плана подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, который получил полномочия от Правительства РФ, если:

  • на территории поселения, городского округа, в соответствии с документами территориального планирования РФ планируют разместить объекты федерального значения;
  • в состав данной территории должны включить участки из земель лесного фонда;
  • на территории поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения;
  • предусматривается размещение объектов, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности (ст. 24, 25 ГрК РФ, приказ Минэкономразвития России от 21.07.2016 № 460).

Согласование проекта генерального плана не лишает заинтересованное лицо возможности судебного оспаривания законности возникновения прав на участки, которые включены в границы населенного пункта в соответствии с планом.

Так, суд удовлетворил иск Федерального агентства лесного хозяйства. Агентство потребовало признать недействующим решение городской думы об утверждении генерального плана в части включения в границы города участков, расположенных на землях лесного фонда. Как указал суд, по нормам статьи 24 ГрК РФ и установленному порядку проект следовало согласовать. Проект предполагал изменение границ земель лесного фонда. Между тем, из материалов дела следует, что генеральный план на согласование не представлялся. Его утверждение явилось нарушением порядка перевода земель из одной категории в другую (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 21.02.2019 № 80-АПГ18-19).

Генеральный план обязаны согласовать, если на территории поселения или городского округа находятся исторические поселения федерального либо регионального значения. Проект согласуют уполномоченным органом федерального или регионального уровня (ч. 2.1 ст. 25 ГрК РФ).

С 1 ноября 2019 года проект генерального плана территории начнут согласовывать в обязательном порядке с госорганами, которые контролируют охрану атмосферного воздуха, если на данной территории провели сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха. Также с 1 ноября 2019 года проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченными госорганами органами государственной власти, в части:

  • определения функциональных зон, в которых планируют разместить объекты федерального, регионального, местного значения и (или) определения местоположения линейных объектов соответствующего значения;
  • соответствия проекта предмету охраны исторического поселения;
  • возможного негативного воздействия на качество атмосферного воздуха, если планируют запустить в эксплуатацию объекты, которые оказывают такое воздействие на окружающую среду и на которых будут расположены источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

Проект генерального плана согласуют в трехмесячный срок со дня, когда в соответствующие органы поступит уведомление о доступе к проекту и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

Генеральные планы поселений и городских округов утверждают на срок не менее 20 лет (ст. 9 ГрК РФ).

Реализация генерального плана

Генеральный план поселения или городского округа реализуют путем выполнения мероприятий по специальным программам. Это программы:

  • которые утверждает местная администрация. Их реализуют за счет средств местного бюджета. Также на данном уровне мероприятия могут быть предусмотрены актами местной администрации, решениями главных распорядителей средств местного бюджета;
  • комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры поселений, городских округов;
  • инвестиционного характера организаций коммунального комплекса. 

Например, генеральный плана развития Санкт-Петербурга реализуют в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года № 763-161. Закон определил программы:

  • реализации строительства терминально-логистических комплексов и информационной сети;
  • реконструкции, модернизации и капитального ремонта всех видов объектов жилищного фонда и т. д.

logo
Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть статью

Вы зашли на профессиональный сайт для юристов-практиков.

Если Вы юрист, сможете прочесть статью после регистрации. Это быстро и бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Зарегистрироваться как юрист
×
Ой! Это только для зарегистрированных юристов!

Образцы документов для юротдела Потратьте минуту на регистрацию, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым шаблонам документов для юротдела. Все образцы на нашем сайте составлены инхаусами крупных компаний и сотрудниками топовых юридических фирм. На этой неделе специальный подарок: сборник образцов, которые нельзя скачать в интернете. Подготовлен юристами для юристов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
скачать файл и получить подарок
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.