Премия «Юрист года — 2019»

Юрист компании

Лесная амнистия: как воспользоваться новыми нормами

16 августа 2019
419
Средний балл: 0 из 5
Глава юридической компании Dls-lex
Опыт работы в сфере юриспруденции 21 год. Возглавляет собственную юридическую компанию Dls-lex, оказывающую юридические услуги бизнесу и частным лицам. Опыт собственных публикаций с 2012 года.

Иногда компании, которые владеют землей, сталкиваются с расхождением данных по своим участкам в ЕГРН и лесном реестре. Читайте в статье, что понимают под лесной амнистией, кто из владельцев участков вправе претендовать на ее применение и каким образом можно воспользоваться этим правовым механизмом.

В каких случаях действует лесная амнистия и кто вправе на нее претендовать

Лесная амнистия – это способ защиты имущественных прав собственников, чьи участки земли оказались в лесном фонде. Собственник участка может воспользоваться лесной амнистией, если:

  • в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (ГЛР), лесном плане субъекта РФ, этот участок относится к категории земель лесного фонда, и при этом
  • в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами он отнесен к иной категории земель.

О том, что такое лесная амнистия, и о порядке ее применения говорится в Федеральном законе от 29.07.2017 № 280-ФЗ. Суть лесной амнистии состоит в том, что принадлежность участка к определенной категории земель определяют согласно данным ЕГРН, а если данные там отсутствуют, то в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок.

В письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и сказано:

«Принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее – ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР».

Таким образом, установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями лесного реестра.

До выхода закона № 280-ФЗ и вступления лесной амнистии в действие решить данный вопрос можно было только в судебном порядке. Это всегда означало длительное разбирательство, которое могло и не привести к признанию приоритета сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра. Последнее подобное дело длилось 8 лет. Суд закончил его утверждением, что:

«… наличие в государственном кадастре недвижимости записи об отнесении всего спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда» (определение ВС РФ от 06.02.2017 по делу № 310-ЭС16-10203).

Как правило, собственник узнает о принадлежности своего участка к землям лесного фонда, когда обращается, например, за установлением или изменением вида разрешенного использования и получает отказ. Орган власти указывает, что границы участка относятся к территории двойного учета. Произвести изменение вида использования или установление нового возможно только после устранения двойного учета в порядке, определенном законодательством РФ.

В 2019 году за применением лесной амнистии обращаются как за госуслугой

До недавнего времени обратиться с заявлением о применении лесной амнистии можно было только в территориальные органы ФА лесного хозяйства РФ, и процесс рассмотрения заявления, сбора дополнительной информации, заслушивания вопросов на специальных комиссиях занимал в среднем от 4 до 6 месяцев. Это было крайне неудобно для решения вопросов, связанных с использованием участка на экономически более выгодных для собственника условиях.

В 2018 – 2019 годах на территории субъектов РФ были приняты административные регламенты, регулирующие вопрос применения лесной амнистии. Это стало государственной услугой «Приведение сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости». Собственник или его доверенное лицо может обратиться за ее получением путем обращения с заявлением на специализированный интернет-ресурс. В заявлении необходимо указать, что собственник обращается за:

  • устранением противоречий в сведениях государственных реестров и
  • установлением принадлежности участка к определенной категории земель.

Например, с формулировкой: «Прошу вас внести изменения в сведения государственного лесного реестра сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером…»

Обратиться по поводу применения лесной амнистии возможно в случаях наличия противоречий в сведениях ГЛР и ЕГРН, когда участок поставлен на государственный кадастровый учет с категорией:

  • «земли населенных пунктов»;
  • «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»;
  • «земли сельскохозяйственного назначения»;
  • «земли особо охраняемых территорий и объектов».

Однако общее правило лесной амнистии о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на участки:

  • расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
  • относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких участков по целевому назначению или их использования с нарушением законов РФ (ч. 6 ст. 14 закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).

Из лесопаркового зеленого пояса исключат участок:

  • права на который возникли до 1 января 2016 года и который по данным ГЛР, лесного плана субъекта РФ относится к категории земель лесного фонда, а по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающими документами – к иной категории;
  • который образован из земель лесного фонда, если на нем есть недвижимость, права на которую возникли до 1 января 2016 года;
  • который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса ( п. 7 ст. 4 закона № 280-ФЗ).

Обязательное условие такого исключения – если разрешенное использование участка или назначение объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса.

Таким образом, лицами, имеющими право обратиться за получением услуги о применении лесной амнистии, являются собственники участков, которые получили право до 1 января 2016 года:

  • граждане,
  • юридические лица,
  • ИП.

Какие документы потребуются и что послужит причиной отказа в применении лесной амнистии

Обращаясь по поводу лесной амнистии, необходимо предоставить:

  1. Заявление о предоставлении услуги по форме, установленной регламентом субъекта РФ.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя и полномочия представителя, если от имени заявителя за услугой обращается доверенное лицо.
  3. Правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, указанные в заявлении, при отсутствии таких сведений в ЕГРН.

В приеме документов может быть оказано, если:

  • заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для оформления лесной амнистии;
  • документы содержат подчистки и исправления текста, не заверенные в порядке, установленном законодательством РФ;
  • документы содержат повреждения, наличие которых не позволяет в полном объеме использовать информацию и сведения, содержащиеся в документах, для предоставления услуги;
  • заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя;
  • фактически отсутствует пересечение границ участка с границами земель лесного фонда.

Рассматривать данные документы и выносить решении о применении/неприменении лесной амнистии уполномочены, как и ранее, территориальные органы ФА лесного хозяйства. На территории Московской области данным органом является Мособлкомлес.

Срок предоставления услуги составляет не более 10 рабочих дней со дня регистрации заявления на лесную амнистию в уполномоченном органе. Приостановление срока предоставления услуги не предусмотрено.

Результатом предоставления услуги является:

  1. Решение о приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в имеющей пересечение с землями лесного фонда части участка, указанного в заявлении.
  2. Решение об отказе в предоставлении услуги.

Согласно закону в лесной амнистии откажут, если не выполнены требования к документам или для услуги нет основания

В предоставлении услуги откажут, если:

  • выявлены противоречивые сведения в заявлении и приложенных к нему документах;
  • право на участок возникло у правообладателя или его предшественников после 1 января 2016 года;
  • в ЕГРН нет сведений о возникновении права на участок до 1 января 2016 года;
  • участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
  • границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, а после установления границ указанных территорий участок будет расположен в эти границах;
  • участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на участке отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ, и по итогам проверок в рамках государственного земельного надзора выявили, что участок не используют либо используют с нарушением законов РФ;
  • есть вступившее в законную силу решение суда о прекращении прав заявителя на данный участок;
  • уполномоченный орган принял решение о запрете осуществления регистрационных действий в отношении данного участка;
  • из правоохранительных органов поступили сведения о проведении оперативно-розыскных или следственных действий в отношении данного участка;
  • граница участка не установлена в соответствии с законодательством;
  • заявитель сам отозвал заявление.

Отказ в предоставлении услуги может быть обжалован:

  • в вышестоящей инстанции (министерство, ведомство субъекта РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства);
  • в судебном порядке.

Каких подходов придерживаются суды в разрешении споров о лесной амнистии

Рассмотрим несколько дел из судебной практики, в которых речь шла о применении лесной амнистии.

В одном из дел суд удовлетворил требования истца о признании отказа уполномоченного органа в исключении сведений из ГЛР в части наложения границ земель лесного фонда на участки (мотивированного непредставлением информации о месте и площади пересечений в координатном выражении), обязании исключить сведения из ГЛР. Уполномоченному органу были представлены документы в объеме, позволяющем принять решение об уточнении границ спорных участков с учетом выявленных наложений. Доказательства внесения сведений о спорных лесных участках в ЕГРН и наличия действующих договоров аренды не представлены (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.02.2019 № Ф02-6729/2018 по делу № А33-5415/2018).

В другом споре суд поддержал истца. Собственник требовал:

  • признать сведения ГЛР в части наложения земельных участков на лесной участок недействительными, а бездействие уполномоченного органа по неустранению вышеуказанного противоречия незаконным;
  • привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

Суд указал, что законом закреплен приоритет сведений ЕГРН. Оснований для отказа в исключении спорных сведений из ГЛР не установлено (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.11.2018 № Ф09-6898/18 по делу № А60-63449/2017).

Еще один спор также закончился в пользу истца. Суд удовлетворил требование об исключении части участка собственника из состава земель лесного фонда и обязании исключить из ГЛР ошибочные сведения. Границы первичного участка, из которого образовали спорный, были согласованы при постановке на кадастровый учет уполномоченным органом. При этом лесной участок стоит на кадастровом учете также в установленных границах, что свидетельствует об ошибочности сведений о наложении границ спорного участка на земли лесного фонда. Отнесение части спорного участка к землям лесного фонда является необоснованным и не позволяет в полной мере пользоваться и распоряжаться участком (постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2019 № Ф05-4707/2019 по делу № А41-30342/18).

Одно дело истец проиграл. Он заявил требование о признании незаконными действий уполномоченного органа и обязании исключить недостоверные сведения из ГЛР и материалов лесоустройства. Но истец не представил надлежащих документов и сведений, что есть основания для исключения испрашиваемых лесных участков из категории особо защитных. Уполномоченный орган правомерно отказал истцу (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.06.2019 № Ф02-2593/2019 по делу № А78-9498/2018).

Еще одно дело суд отправил на пересмотр (постановление Президиума Московского областного суда от 05.12.2018 № 514 по делу № 44г-286/2018). Истица являлась собственником участка. Право собственности было зарегистрировано в установленном порядке. Суд признан недействительной постановку спорного участка на кадастровый учет. Он исходил из того, что согласно ГЛР спорный участок относится к категории земель лесного фонда. Между тем истица является собственником жилого дома, расположенного на спорном участке. Дом из ее владения не выбывал, а участок расположен на землях населенного пункта. Истица требовала признать право собственности на участок. Исследовав все материалы по делу, суд направил его на новое апелляционное рассмотрение.

При подготовке к получению лесной амнистии собственнику или иному законному владельцу участка необходимо:

  • провести правовой анализ принадлежащего ему актива;
  • еще до обращения исправить все нарушения, если их обнаружат при проверке.

Так, суд отказал истцу. Тот требовал признать отсутствующим право собственности РФ на участок в части наложения на свои участки, признать недействительными сведения ГЛР об отнесении этих участков к лесному фонду и исключить эти данные из реестра. Суд выявил, что спорные участки:

  • незаконно образованы из участка лесного фонда, находящегося в собственности РФ;
  • в установленном порядке не переводились в категорию земель населенных пунктов;
  • не предоставлялись истцу в аренду в целях строительства нежилого здания (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2019 № Ф08-5360/2019 по делу № А32-36628/2018).

Таким образом, несмотря на то, что закон 280-ФЗ технически упростил применение лесной амнистии, собственнику или иному обладателю участка необходимо со всей тщательностью:

  • проверить правоустанавливающие документы на участок;
  • ознакомиться со всеми нормами права, имеющими отношение к порядку использования именно его участка;
  • надлежащим образом обратиться за приведением сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

logo
Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть статью

Вы зашли на профессиональный сайт для юристов-практиков.

Если Вы юрист, сможете прочесть статью после регистрации. Это быстро и бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Зарегистрироваться как юрист
×
Ой! Это только для зарегистрированных юристов!

Образцы документов для юротдела Потратьте минуту на регистрацию, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым шаблонам документов для юротдела. Все образцы на нашем сайте составлены инхаусами крупных компаний и сотрудниками топовых юридических фирм. На этой неделе специальный подарок: сборник образцов, которые нельзя скачать в интернете. Подготовлен юристами для юристов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
скачать файл и получить подарок
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.