Активировать демодоступ >>

Юрист компании

Муниципальный земельный контроль позволяет собственникам участков защитить права

13 августа 2019
155
Средний балл: 0 из 5
Глава юридической компании Dls-lex
Опыт работы в сфере юриспруденции 21 год. Возглавляет собственную юридическую компанию Dls-lex, оказывающую юридические услуги бизнесу и частным лицам. Опыт собственных публикаций с 2012 года.

Собственнику или иному владельцу земли, границы которой незаконно нарушили, придется отстаивать свои права. Прежде всего, стоит обратиться в органы местного самоуправления, которые ведут муниципальный земельный контроль за недопущением самовольного занятия земель.

О принципах организации и ведения муниципального земельного контроля говорится в ЗК РФ

В соответствии с положениями статьи 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль – это деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением требований закона в указанной сфере. Такие структуры:

  • отслеживают, как требования в отношении объектов земельных отношений выполняют госорганы и органы местного самоуправления, юридические лица, ИП и граждане;
  • инициируют привлечение нарушителей к административной и иной ответственности.

Осуществлением муниципального земельного контроля занимаются органы местного самоуправления:

  • городского округа – в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах этого округа;
  • городских поселений – в отношении объектов, расположенных в границах поселений;
  • муниципального района – в отношении объектов на межселенной территории муниципального района, а также в отношении объектов в границах сельских поселений, которые входят в состав этого района.

Законами  городов федерального значения как субъектов РФ полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов.

Так, на территории города Москвы данные функции осуществляет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (постановление Правительства Москвы от 14 июля 2017 года № 468-ПП).

На сегодняшний день основным законодательным актом, регулирующим процесс муниципального земельного контроля, является Федеральный закон № 294-ФЗ от 6 июня 2019 года. Положения данного закона распространяются, в частности, на проверки с участием граждан-собственников или иных обладателей участков.

Помимо данного закона, на уровне каждого субъекта РФ утверждаются регламенты, порядки и иные нормативные документы о муниципальном земельном контроле, регулирующие:

  • сроки проведения мероприятий,
  • полномочия должностных лиц,
  • права и обязанности сторон при проверках,
  • порядок проведения контроля.

Так, в Московской области постановлением № 400/17 в редакции от 22 апреля 2019 года утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области.

В рамках муниципального земельного контроля проводят внеплановые проверки

Ответственность за нарушение законодательства в сфере земельных отношений, в том числе за самовольное занятие земли, установили в главе 7 КоАП. При обнаружении факта незаконного занятия границ участка собственнику либо иному законному правообладателю необходимо обратиться в один из вышеупомянутых органов местного самоуправления с соответствующим заявлением.

На основании заявления уполномоченный орган проводит внеплановую документарную либо выездную проверку.

Предметом документарной проверки являются:

  • правоустанавливающие документы;
  • акты предыдущих проверок при их наличии;
  • иные материалы, которые есть в распоряжении должностного лица либо уполномоченного органа.

Если достоверность сведений в документах вызывает обоснованные сомнения, или эти сведения не позволяют оценить выполнение установленных норм, должностные лица направляют в адрес гражданина запрос с требованием представить иные документы, необходимые для рассмотрения в ходе проверки. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа или распоряжения руководителя органа муниципального земельного контроля.

В определенных случаях должностными лицами уполномоченных органов организуется выездная проверка. Предметом выездной проверки в рамках муниципального земельного контроля являются:

  • сведения, которые содержат документы гражданина;
  • состояние используемых им участков;
  • меры, которые гражданин принимает во исполнение требований земельного законодательства и местных подзаконных актов.

Выездная проверка всегда проводится по месту нахождения участка. Выездная проверка проводится, если при документарной не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах гражданина;
  • оценить соответствие использования участка требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами в области использования земель.

Выездную проверку проведут, даже если гражданин или его представитель отсутствуют. Перед проверкой уполномоченный орган своевременно направит извещение о необходимости прибыть на место. Извещение направляют:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • повесткой с уведомлением о вручении;
  • телеграммой;
  • иными средствами связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование извещения или вызова и его вручения адресату.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Кроме того, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:

  • 50 часов в год – для малого предприятия;
  • 15 часов в год – для микропредприятия.

Если в ходе земельного контроля выявили нарушения, их фиксируют в специальном акте

После проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля составляют акт о ее итогах. Если выявили нарушение требований, в акте указывают информацию о наличии признаков выявленного нарушения. Акт должен содержать:

  • дату, номер, место и время его составления;
  • время начала и окончания проверки;
  • фамилию, имя, отчество и должность лица, составившего акт;
  • номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля о проведении проверки;
  • данные о понятых, присутствовавших при проведении проверки, если понятые присутствовали;
  • данные о других лицах, которые присутствовали при проверке;
  • сведения об участке, на котором проводили проверку;
  • сведения о лице, которое использует данный участок;
  • выводы о результатах проверки и о выявленных нарушениях требований законодательства в сфере землепользования;
  • подписи всех участвовавших лиц.

Материалы проверки должны содержать документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о месте и времени ее проведения.

Пример актаИнформация о файле

Муниципальный земельный контроль позволяет собственникам участков защитить права

Акт оформляют непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручают гражданину или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом. В случае отсутствия гражданина или его представителя, а также в случае отказа от подписания акт направляется гражданину или представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В целях подтверждения достоверности полученных в ходе проверки сведений к акту проверки прилагаются:

  • фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка;
  • иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения требований земельного законодательства.

Если при внеплановой проверке выявили нарушение требований закона, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта направляют его копию:

  • в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию либо
  • в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора, если такое подразделение отсутствует.

Обязательно указывают информацию о наличии признаков выявленного нарушения.

Копия акта направляется:

  • в форме электронного документа, подписанного квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля;
  • на бумажном носителе, если в электронном виде отправить нельзя.

В срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления копии акта орган надзора обязан в пределах своей компетенции:

  • рассмотреть указанную копию,
  • принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в его возбуждении,
  • направить в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения копию принятого решения в орган муниципального земельного контроля.

Копию решения направляют также в форме электронного документа, подписанного квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица надзорного органа. Если это невозможно, документ отправляют на бумажном носителе.

Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством РФ. На сегодняшний день данный порядок регулируется постановлением Правительства РФ № 1515 от 26 декабря 2014 года.

Нарушителя к ответственности привлекает должностное лицо надзорного органа (постановление Правительства № 1 от 2 января 2015 года).

Должностные лица надзорного органа на основании поступивших к ним материалов проверки со стороны отдела муниципального земельного контроля имеют право:

  • выдавать предписания об устранении нарушений. Форму предписания утвердили приказом Минэкономразвития № 851 от 26 декабря 2014 года;
  • одновременно с этим выносить постановление о назначении административного наказания.

На сегодняшний день данным органом является Росреестр. Должностные лица территориальных органов управления Росреестра имеют право проводить внеплановые проверки обладателей участков, если при проверке без взаимодействия с собственником (компанией либо ИП) выявится, что:

  1. Реальная площадь участка не соответствует площади, указанной в ЕГРН.
  2. Есть отклонение в местоположении характерной точки границы участка тому, что указано в ЕГРН. Причем выявили расхождение на величину, превышающую значение точности определения координат таких точек, установленное приказом Минэкономразвития № 90 от 1 марта 2016 года.
  3. Есть несоответствие в использовании участка целевому назначению сообразно категории и/или виду разрешенного использования, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
  4. Отсутствуют капитальные объекты, не ведутся строительные работы, хотя участок предназначен для жилищного или иного строительства, а обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом (приказ Минэкономразвития РФ от 9 января 2018 года № 7).

Муниципальный земельный контроль осуществляют планово

Помимо внеплановых проверок участков существуют и запланированные мероприятия по муниципальному земельному контролю за соблюдением законодательства в сфере земельных правоотношений.

Росреестр проводит плановые проверки в соответствии с ежегодным планом, который утверждает орган государственного земельного надзора. Ежегодный план:

  • подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры,
  • разрабатывается в отношении каждого субъекта РФ.

Сотрудники ведомства при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Формы утверждены приказом Росприроднадзора № 447 от 18 сентября 2017 года. Предмет такой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Государственный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода (постановления Правительства РФ № 806 от 17 августа 2016 года, № 1 от 2 января 2015 года).

Росреестр проводит проверки использования участков в зависимости от присвоенной категории риска:

  • для категории среднего риска – не чаще 1 раза в 3 года;
  • для категории умеренного риска – не чаще 1 раза в 5 лет.

В отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов надзора (Федеральный закона № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года). Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке.

Чтобы избежать применения из года в года растущих санкций в виде штрафов либо вообще не лишится законных прав, обладателю участка необходимо заблаговременно проверить:

  • правильность установления границ;
  • соблюдение интересов собственников смежных участков;
  • правильность использования земли с точки зрения территориальной зоны, категории и вида разрешенного использования.

Особое внимание на данные факторы стоит обратить при осуществление сделки купли-продажи участка. Рекомендуется:

  • сверить границы и конфигурацию с данными публичной кадастровой карты;
  • сделать запросы в территориальные управления Росреестра;
  • при необходимости обратиться в органы, уполномоченные на решения земельно-имущественных вопросов.

За работой органов власти осуществляют общественный контроль

На сегодняшний день, помимо государственного, существует также общественный контроль за соблюдением земельного законодательства. Данный контроль осуществляют:

  • граждане,
  • общественные объединения,
  • иные негосударственные некоммерческие организации.

Контроль проводится в отношении госорганов и местных органов власти. Его целью являются проверка, анализ и общественная оценка актов и решений, которые издают эти органы (п. 1 ст. 72.1 ЗК РФ). Проведение контроля регулирует Федеральный закон от № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года. Данный контроль может осуществляться, например, в форме общественных мониторинга, проверки, экспертизы, общественных обсуждений или публичных слушаний, по результату проведения которых, вносятся предложения о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

logo
Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть статью

Вы зашли на профессиональный сайт для юристов-практиков.

Если Вы юрист, сможете прочесть статью после регистрации. Это быстро и бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Зарегистрироваться как юрист
×
Ой! Это только для зарегистрированных юристов!

Образцы документов для юротдела Потратьте минуту на регистрацию, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым шаблонам документов для юротдела. Все образцы на нашем сайте составлены инхаусами крупных компаний и сотрудниками топовых юридических фирм. На этой неделе специальный подарок: сборник образцов, которые нельзя скачать в интернете. Подготовлен юристами для юристов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
скачать файл и получить подарок
Зарегистрироваться
×
Скорее получите документ!

Этот документ доступен только юристам, который зарегистрированы на law.ru. Введите свой логин и пароль, или пройдите короткую регистрацию.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соцсети
Получить документ
×
Стоп, снято!

Смотрите видео после быстрой регистрации. Мы заботимся о качестве контента, поэтому вынуждены ограничивать доступ к лучшим материалам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.