Специальные цены на подписку в феврале >>
Юрист компании

Государственный оборонный заказ: что нужно знать о правовом регулировании

  • 22 января 2019
  • 110

Выполнение сделок в сфере государственного оборонного заказа регулирует специальный закон № 275-ФЗ. Из статьи вы узнаете, как заключают сделки, кто выступает сторонами и какие изменения внесли в текст закона в конце 2018 года.

Сделки о производстве и эксплуатации военной техники регулирует ФЗ № 275  

Одна из потребностей государства – это создание и модернизация оружия и военной техники. Процесс нуждается в специальном правовом регулировании, и в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ГОЗ). Он регламентирует заключение и исполнение сделок в связи с:

  • созданием вооружения, военных и специальных технических средств;
  • их модернизацией, поставкой, ремонтом, сервисным обслуживанием и утилизацией (п. 1.1 ст. 6 закона № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ регулирует процесс формирования, размещения и выполнения закупок товаров, работ, услуг в сфере гособоронзаказа.

Сторонами правоотношений являются государственный заказчик и головной исполнитель (ст. 3 закона № 275-ФЗ):

  1. Заказчик со стороны государства – это федеральный орган исполнительной власти, Росатом или Роскосмос.
  2. Головной исполнитель – российское юридическое лицо, которое заключило соответствующий контракт. Иностранная компания не может выполнять в указанном статусе обязательства по ГОЗ. В тексте закона прямо говорится, что головной исполнитель – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 3 закона № 275-ФЗ).

В кооперацию головного исполнителя может входить лицо, которое участвует в поставках продукции. Законодатель также указывает на исполнителя и банк, в котором открывается отдельный счет. Такая мера позволяет обезопасить работу по выполнению требований ГОЗ и позволяет расходовать средства по целевому назначению.

Состав исполнителей заказа необходимо утвердить заранее и обосновать с их участием цену, сроки и условия (п. 1 ч. 1 ст. 8 закона № 275-ФЗ).

Кратко об изменениях в закон № 275-ФЗ

В декабре 2018 года в статью 6 закона внесли поправки (Федеральный закон от 27.12.2018 № 571-ФЗ). В последней редакции появился новый пункт, в котором уточнили предмет ГОЗ (ч. 1.1 ст. 6 закона № 275-ФЗ). В пункте указали список заказов, которые не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов закупок по законодательству о контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Речь идет о заказах на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техник

Также последняя редакция закона содержит прежние изменения, которые уточнили понятийный аппарат (Федеральный закон от 29.07.2018 № 263-ФЗ). Законодатель внес поправки в определения уполномоченного банка и отдельного счета. Он уточнил, какие операции допускается вести на отдельном счете ссылкой на соответствующую статью.

В настоящее время требуется вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту. За нарушение обществу грозит административная ответственность (определение ВС РФ от 20.07.2018 № 304-АД18-9870 по делу № А27-9612/20170).

В законе уточнили, когда не допускается ведение операций по отдельному счету и какие есть исключения. Последние касаются, к примеру, возврата зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика.

Государственный оборонный заказ заключают по правилам закона о контрактной системе

Размещение государственного оборонного заказа проводится на конкурсной основе (п. 3 письма ВАС РФ от 19.02.1996 № С5-7/ОЗ-93). Общие условия можно найти в законодательстве о закупках.

Также действуют специальные правила (постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275). Например, необходимо указать, что контракт заключают в целях выполнения ГОЗ (п. 5 Положения, утв. постановлением № 1275). В контракте на поставку вооружения, военной и специальной техники в описании указывают их наименования или товарные знаки.

Кроме срока действия, можно определить:

  • этапы поставки продукции, приложить графики исполнения;
  • периоды выполнения (прекращения) сторонами обязательств, в том числе гарантийных обязательств головного исполнителя (исполнителя).

В контракте с начальной (максимальной) ценой свыше 1 млрд. руб. устанавливают дополнительные обязанности (п. 9 ч. 9 постановления № 1275). Головной исполнитель обязан предоставить государственному заказчику информацию обо всех исполнителях (третьих лицах) контракта, сумма договоров с которыми составляет более 10% цены данного госконтракта.

В отношении исполнителей действуют особые ограничения

Если компания-исполнитель окажется должником, пристав не сможет списать деньги со специального счета (п. 9 ст. 8.4 закона № 275-ФЗ). Если ФССП обратит взыскание на такие средства, соответствующий акт можно оспорить.

Например, пристав вынес 22 постановления о возбуждении исполнительных производств. Должник не исполнил требования добровольно, и на его денежные средства обратили взыскание. Должник обратился в суд. Он доказал, что является поставщиком по государственному оборонному заказу и хранит средства по этим сделкам на отдельных счетах. Суды указали, что совершать исполнительные операции по указанным счетам прямо запрещено, и признали незаконными действия пристава (постановление АС Уральского округа от 01.11.2018 № Ф09-7356/18 по делу № А34-5847/2017).

Работу исполнителей по закону № 275-ФЗ контролируют специальные ведомства

Контроль за исполнением ГОЗ возложили на ряд министерств (указ Президента РФ от 08.09.2014 № 613). Полномочные органы контролируют целевое расходование средств бюджета. Незаконное предписание ведомства можно оспорить в суде (постановление АС Московского округа от 08.10.2015 № Ф05-12870/2015 по делу № А40-22310/15).

За ненадлежащее исполнение обязательств информацию о компании-исполнителе могут включить в реестр недобросовестных поставщиков (постановление АС Московского округа от 22.12.2015 № Ф05-17962/2015 по делу № А40-42456/15). Контрольные функции также осуществляет ФАС. Подробную информацию можно найти на сайте службы.

За нарушение учета исполнителю грозит штраф

Исполнитель обязан вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ (п. 2, 3, 4 правил, утв. постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 47). Если он нарушит закон, ФАС вправе привлечь его к ответственности по статье 15.37 КоАП. Штраф составит от 300 до 500 тыс. руб.

Правовое регулирование сделок по гособоронзаказу предусматривает повышенные санкции за грубое нарушение. Ответственность наступает, если искажение сумм составляет не менее чем 10%.

Так, ФАС после внеплановой проверки привлекла к ответственности компанию по производству и ремонту авиационных двигателей. Управление посчитало, что ремонт каждого двигателя – индивидуальная операция, которая служит самостоятельной калькуляционной единицей затрат в рамках одного контракта. Документ предусматривал штраф в размере 300 тыс. руб.

Исполнитель не оспорил постановление ФАС. Суд указал, что исполнитель госзаказа за счет средств федерального бюджета обязан вести учет затрат отдельно по каждому ГОЗ. Первичная учетная документация, к которой относятся лимитные карты, требования, рабочие наряды и др., оформляется отдельно на изделие, группу изделий, работу, услугу. То есть для ремонта авиационных двигателей разной степени износа требуется индивидуальный расчет для каждого из них. Необходимо составлять дефектную ведомость на каждый двигатель. Исполнитель не выполнил обязанности по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Постановление ФАС вынесла правомерно (постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.12.2016 № Ф04-5470/2016 по делу № А70-3069/2016).

Ответственность наступает, если исполнитель нарушает условия контракта

Когда компания принимает на себя обязательства по выполнению ГОЗ, необходимо внимательно читать условия соглашения. Нарушение условий контракта грозит ответственностью (ч.  1 ст. 14.55 КоАП РФ). Заказчик может указать, что датой исполнения обязательств по отдельным этапам работ является дата утверждения заказчиком акта сдачи. В этом случае целесообразно направлять документы заблаговременно. В противном случае у исполнителя возникают риски просрочки.

Так, компания не смогла оспорить штраф. Исполнитель указал, что направил акт сдачи-приемки заказчику 30.03.2017, в то время как дата окончания работ по 1 этапу - 31.03.2017. Суд отклонил довод, поскольку срок окончания работ не дата сдачи, а момент подписания (постановление Самарского областного суда от 14.05.2018 № 4а-515/2018).

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть статью

Вы зашли на профессиональный сайт для юристов-практиков.

Если Вы юрист, сможете прочесть статью после регистрации. Это быстро и бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.