Юрист компании

Комплаенс в бизнесе

  • 19 октября 2018
  • 621

Многие российские компании начали использовать инструмент, который называется комплаенс. Что это за инструмент и в чем его плюсы.

Что такое комплаенс

В последнее десятилетие сначала в отдельных сферах бизнеса, а затем более широко начали применять на практике так называемый комплаенс (англ. compliance). Термин означает следование требованиям, исполнение, соответствие каким-либо правилам и нормам. Применительно к бизнес-сфере под этим понимают контроль за тем, как компания выполняет требования законодательства или локальные акты. Если говорить простыми словами, можно сказать, что комплаенс – это набор мер по соблюдению внешних и внутренних правил.

Если компания нарушит закон, она понесет убытки – ее оштрафуют, могут временно приостановить работу и т. д. В конечном счете, нарушение внешних требований или внутренних правил – это финансовые потери, а также необходимость тратить время и усилия на ликвидацию последствий. Компании, которые вводят комплаенс-контроль, снижают эти риски. В крупных компаниях обычно организуют отдельный департамент, который занимается разработкой соответствующих документов и отслеживанием того, как компания им соответствует. Как правило, необходимо контролировать:

  • соответствие действий компании нормам поведения в данном сегменте бизнеса;
  • разрешение конфликтов интересов;
  • соблюдение антимонопольного законодательства, закона о рекламе и т. д.;
  • взаимодействие с клиентами и соблюдение их прав;
  • соблюдение мер по охране конфиденциальных данных, в том числе персональных данных клиентов и работников компании;
  • соответствие локальных актов компании требованиям ТК и других законов и подзаконных актов, соблюдение прав сотрудников;
  • выполнение требований закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и т. д.

По сути, комплаенс-контроль в организации – это механизм, который нужен, чтобы предотвращать возможные проблемы и снижать соответствующие риски.

Для некоторых организаций такой контроль делают обязательным: так, ПАО с 2020 года будут обязаны ввести такую систему для отслеживания хозяйственной и иной деятельности. 

Если компания применяет комплаенс, это помогает снизить риски

Компаний, которая решила ввести комплаенс, нужно:

  • проанализировать наиболее нестабильные и потенциально проблемные аспекты деятельности;
  • разработать документы, которые дадут сотрудникам четкое представление о том, как действовать;
  • внедрить документы и отслеживать их исполнение.

Так, компании разрабатывают программы действий в связи с санкциями в отношении России, для соблюдения антимонопольного законодательства и т. д. Меры вводят как в отношении внешних факторов, так и для управления внутренними процессами.

Например, если речь идет о регламентировании взаимодействия с клиентами компании, в рамках внедрения комплаенс разработайте инструкцию, как менеджерам соответствующих подразделений следует себя вести. Как работать с проблемными клиентами, как реагировать на претензии. Например, нередко менеджеры не сообщают юристам вовремя, что поступила претензия. Юрист узнает об этом, только когда от контрагента поступает иск в суд. Чтобы избежать подобных ситуаций, четко пропишите в документе алгоритм действий. Такая инструкция может существовать самостоятельно или входить в общий кодекс поведения сотрудника. Подобный кодекс нередко издают при внедрении комплаенса и регулируют с его помощью поведение персонала при контактах:

  • с контрагентами компании,
  • с коллегами по работе,
  • с представителями госорганов и т. д.

Аналогичным образом разрабатывают и вводят документы и иные меры по защите коммерческой тайны, персональных данных и т. д. Но помимо документов, нужны контролирующие механизмы, чтобы правила соблюдались. Части сотрудников поручают следить за соблюдением правил.      

Комплаенс-контроль позволит снизить количество проверок со стороны госорганов

В более узком смысле под комплаенсом понимают комплекс мер по соблюдению правил в какой-то одной сфере. Например, в сфере антимонопольного законодательства. Причем разработка, внедрение и выполнение этих мер не обязательно принимает большой масштаб. Так, специалисты считают, что большинству компаний понадобится всего 3 документа, чтобы снизить число проверок ФАС. Нужно разработать и внедрить:

  1. Документ о деловой этике. Это правила поведения сотрудника, в том числе в связи с выполнением требований антимонопольного законодательства.
  2. Документ об информировании. Что делать сотруднику и куда сообщать, если он столкнулся с нарушением антимонопольных законов.
  3. Документ об антимонопольной политике. Содержит правила, с помощью которых компания обеспечивает соблюдение закона.

Компании, выручка которых составляет более 10 млрд в год, находятся в средней категории риска. ФАС проверяет такие компании один раз в 3 года. Если в течение последних 3 лет компания не нарушала антимонопольное законодательство и ввела соответствующий комплаенс, категория риска снижается до умеренного.

Таким образом, внедрение комплаенс-контроля – это способ компании уменьшить риск появления той или иной проблемы и, как следствие, риск убытков.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.