text
Юрист компании

Статья 93.1 Налогового кодекса РФ: что изменилось в регулировании

  • 7 июня 2018
  • 315

В Налоговом кодексе РФ существует статья 93.1, которая позволяет ФНС затребовать документы налогоплательщиков для проверки. Как компании определить правомерность запроса и что изменилось в правовом регулировании.

Статья 93.1 НК РФ дает инспекции ФНС право требовать сведения о налогоплательщике, плательщике сборов, страховых взносов и налоговом агенте. Рассмотрим, какие изменения вносились в закон, и когда отказ компании предоставить информацию будет правомерен.

Статьи о проверках в журнале «Юрист компании»

Налоговый кодекс РФ определил порядок истребования документов в статье 93.1

Закон перечисляет, какими правами ФНС обладает в отношении хозяйствующих субъектов. В статье 93.1 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговики могут требовать документы:

  • в ходе проведения проверки;
  • в результате решения руководителя налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • вне рамок налоговых проверок при обоснованной необходимости.

В требовании налоговики указывают:

  • основания истребования документов (информации);
  • наименование мероприятия налогового контроля;
  • лицо, у кого запрашивают сведения;
  • реквизиты документов за интересующий период.

ФНС запрашивает документы в рамках выездной и камеральной проверки, а также вне рамок таких мероприятий (ст. 93.1 НК РФ). В последнем случае инспекция должна уточнить требование. Если ФНС запрашивает информацию относительно конкретной сделки, необходимо указать сведения, чтобы ее идентифицировать. Сотрудник ФНС вправе запросить:

С формой и порядком можно ознакомиться на сайте ФНС.

Норма статьи 93.1 НК РФ о предоставлении документов вне проверки защищает от необоснованных запросов

Закон позволяет истребовать сведения вне рамок проверки. ФНС вправе запросить документы, если возникает обоснованная необходимость в информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93 НК РФ). Понятие такой необходимости статья не раскрывает. Она требует от ФНС указать в письменном поручении:

  • мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость предоставить документы;
  • сведения, чтобы идентифицировать сделку, по которой запрашивается информация.

Если налоговики не укажут необходимые данные, компания вправе оспорить действия инспекции и признать незаконными требования предоставить документы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 по делу № А51-3991/2012).

Например, организация обратилась в суд. Она посчитала незаконным и просила отменить требования Межрайонной инспекции о предоставлении документов. Суд установил, что ФНС направила ряду налогоплательщиков региона поручение вне рамок проверки. Налоговики указали, что возникла обоснованная необходимость в информации относительно конкретной сделки. Опираясь на статью 93.1 Налогового кодекса РФ, ФНС в пятидневный срок потребовала представить:

  • документы за год по контрагенту;
  • информацию за 2013 - 2014 годы о номенклатуре, количестве, цене реализованной продукции;
  • сведения об объеме реализации и остатках ТМЦ;
  • расшифровку строк формы «Бухгалтерский баланс»;
  • расшифровку строк формы «Отчет о финансовых результатах»;
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • перечень основных средств с указанием первоначальной и остаточной стоимости;
  • расшифровку затрат организации, которые учитываются в составе капитальных вложений на счете «капитальные вложения»;
  • отчеты по движению и стоимости товаров;
  • перечень дебиторов и кредиторов организации с указанием суммы задолженности и срока их погашения;
  • акты инвентаризации, сверок расчетов с покупателями, поставщиками и другими контрагентами;
  • сведения об инициаторе заключения договоров с ООО, об организациях перевозчиках продукции, должностных лицах, которые вели деловых переговоры с контрагентом.

Налогоплательщик попросил вышестоящий налоговый орган признать запрос незаконным, но жалобу не удовлетворили. Тогда компания подала иск. Суд посчитал неправомерными действия ФНС. Он указал на необходимость баланса между правом налогового органа выставить список документов, которые должна представить компания, и обязанностью налогоплательщика исполнить такой запрос. Согласно нормам статьи 93.1 НК РФ из запроса должно быть ясно, что у ФНС есть основания затребовать именно эти бумаги. Данный запрос таких сведений не содержал (постановление АС Поволжского округа от 23.12.2016 № Ф06-16020/2016 по делу № А65-12057/2016).

Статья в новой редакции регулирует порядок запроса документов

Закон наделил ФНС дополнительными полномочиями (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ). К налоговой перешли обязанности по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. В законе появились положения о страховых взносах (п. 3 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Кодекс теперь включает в себя раздел XI, который определяет объект налогообложения, базу для исчисления и отвечает на другие вопросы о взносах

Определение взносов можно найти в части 3 статьи 8 НК РФ. Страховые взносы – это обязательные платежи. Они перечисляются в целях страхования, которое предусматривает закон. К видам такого страхования относятся:

  • пенсионное,
  • социальное на случай временной нетрудоспособности,
  • в связи с материнством,
  • обязательное медицинское.

По новым правилам ФНС вправе истребовать дополнительные документы

Налоговики получили возможность в ходе проверки истребовать у контрагента или у иных лиц соответствующие документы (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). ФНС вправе запросить сведения вне проверки, если возникает обоснованная необходимость получить информацию относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 39.1 НК РФ). Также инспекторы могут запросить сведения в налоговом органе по месту учета лица, у которого потребуются документы (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Если требование ФНС направила в организацию, последняя должна предоставить информацию в течение пяти дней со дня получения. Если компания не располагает данными, она должна сообщить об этом в аналогичные сроки (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Компания, которая откажется предоставить сведения, несет ответственность в виде штрафа (п. 2 ст. 126 НК РФ). Необоснованный отказ оспорить не удастся.

Например, суд признал законным решение налогового органа. Компания получила запрос от ФНС, но не предоставила сведения о контрагенте. Налоговики оштрафовали организацию. Оспорить санкции не удалось. Компания указала, что запрос не соответствовал требованиям закона, но не указала какие нормы он нарушает (постановление АС Московского округа от 20.04.2018 № Ф05-4398/2018 по делу № А40-160390/2017).

Документы, которые содержат сведения о страховых взносах, могут послужить доказательствами реальности хозяйственных операций. Если ФНС выявит нарушения в части начисления налогов, дополнительная информация может помочь снизить суммы штрафов. Чтобы оспорить решение ФНС, необходимо также внимательно изучить документы проверки. Если налоговики некорректно оформили сведения, необходимо заявить об этом в суде. При оспаривании судебных актов нужно обратить внимание на мотивировочную часть решения. Если суд не исследовал доказательства, не дал им оценку, компания также может обратиться в вышестоящую инстанцию.

Например, после проверки инспекция сочла, что плательщик завышает расходы и уменьшает доходы при исчислении налога на прибыль. Это влечет неправомерное получение вычетов по НДС. Кассация посчитала, что нижестоящие инстанции не исследовали надлежащим образом обстоятельства по эпизоду доначисления налога на прибыль. Проверка подтверждала хозяйственные операции, то есть вывод об их нереальности противоречил материалам дела. В итоге дело передали на пересмотр (постановление АС Северо-Западного округа от 27.01.2017 № Ф07-11669/2016 по делу № А56-80875/2015).

В статье 93.1 НК РФ появились полномочия истребовать документы с иностранной организации

ФНС в ходе налоговой проверки в отношении иностранной организации, которая подлежит постановке на учет в налоговом органе, вправе истребовать информацию (п. 4.6 ст. 83 НК). Налоговики могут запросить сведения об операциях по переводу денежных средств в адрес проверяемого иностранного лица. Сведения предоставляют:

  • организации национальной системы платежных карт;
  • операторы по переводу денежных средств, электронных денежных средств;
  • операционные центры;
  • платежные клиринговые центры;
  • расчетные центры и операторы связи.

Чтобы получить сведения, понадобится согласие руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти (абз. 2 п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.