text
Юрист компании

Банкоматы на объектах ГУПов – платить или не платить?

  • 11 мая 2018
  • 199
Аспирант Института правоведения и предпринимательства
Аспирант Института правоведения и предпринимательства

В рамках «зарплатного проекта» унитарное предприятие проводит установку банкоматов банка-контрагента на своей территории. Из статьи вы узнаете, какие проблемные для предприятий вопросы с этим связаны и как из разрешить.

Какие риски учесть руководству ГУП, когда на территории организации устанавливают банкоматы

Перечисление заработной платы на банковские карточки сотрудникам и заключение с банками соответствующих договоров давно уже стало для организаций обычной деловой практикой. Для малочисленных предприятий, как правило, все ограничивается «зарплатным» договором на выпуск дебетовых карт и их обслуживанием. Что касается предприятий, располагающих крупными имущественными ресурсами, они при наличии возможности могут разместить банкоматы «зарплатного» банка на принадлежащих им объектах и территориях (в административных зданиях, производственных комплексах, бизнес-центрах). При этом у организации возникает ряд сопутствующих вопросов – следует ли взимать с банка арендную плату, в какой форме лучше заключить договор на установку банкомата и надо ли такой договор заключать вообще.

Для государственных унитарных предприятий (ГУП) эти вопросы имеют особую значимость. Собственником имущества, закрепленного за ГУПами, является государство, уполномоченные органы которого осуществляют регулярный и достаточно жесткий контроль за его использованием. В особенности это касается объектов недвижимости (зданий, сооружения, помещений), а также земельных участков.

Размещение ГУПом на территории принадлежащих ему объектов или участков стационарного оборудования, принадлежащего сторонней организации (в том числе банку), может быть расценено собственником как нецелевое использование имущества в том случае, если банк не является для ГУПа «зарплатным». Бездоговорное размещение банкоматов либо заключение с банком договора безвозмездного пользования может трактоваться как неэффективное распоряжение вверенным ГУПу имуществом и как попытка скрыть от собственника потенциальный доход. И, наконец, размещение банкомата без получения согласия собственника создает для ГУПов массу проблем: самовольное предоставление ГУПами объектов недвижимости в пользование третьим лицам является грубым нарушением закона.

Таким образом, нахождение банкоматов на территории государственных унитарных предприятий может повлечь за собой серьезные имущественно-правовые и административные риски как для руководства самого предприятия, так и для банка-владельца оборудования, который вынужден будет в предписанные ему сроки демонтировать и убрать банкомат. Каким же образом следует поступать ГУПам, чтобы максимально соблюсти требования законодательства, не нарушив интересы собственника, и при этом создать благоприятные условия работникам, обеспечив размещение банкоматов, «выдающих зарплату», в непосредственной близости от рабочего места?

Условно можно выделить несколько основных вопросов, ответы на которые позволят выбрать верную стратегию размещения банкомата:

  1. Всегда ли ГУП обязан получать согласие собственника на размещение банкомата?

  2. Всегда ли ГУПу необходимо заключать договор аренды с банком для размещение банкомата?

  3. Возможно ли оформить размещение банкомата безвозмездным договором (например, договором безвозмездного пользования)?

  4. Возможно ли размещение банкомата на бездоговорной основе?

  5. Влияет ли характер взаимоотношений предприятия и банка (в частности, наличие «зарплатного проекта») на способ оформления размещения банкоматов?

Статьи о взаиморасчетах с сотрудниками в журнале «Юрист компании»

На каких условиях оформлять сделку между предприятием и банком

Необходимость получения согласия собственника на сдачу в аренду объекта или его части установлена требованиями Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно статье 18 названного закона ГУП не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества. Кроме того, движимым и недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Таким образом, любое распоряжение объектом, закрепленным за ГУПом (сдача его в аренду или передача по договору безвозмездного пользования) требует обязательного согласования с собственником.

На первый взгляд, решение вопроса о договорной форме размещения банкомата является очевидным: имеют место все признаки арендных отношений. Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В нашем случае ГУП предоставляет во временное пользование стороннему лицу (банку) часть объекта недвижимости для размещения принадлежащего банку имущества (банкомата), который для банка является элементом осуществления его предпринимательской деятельности.

Однако более глубокое изучение вопроса, в том числе анализ договорных взаимоотношений между предприятиями и банками, позволяет сделать иные выводы.

Прежде всего, следует определить цели установки банкомата. Условно выделим два основных типа банкоматов, которые могут быть размещены на объекта ГУПов:

  • банкоматы, размещенные «зарплатным банком» в рамках «зарплатных проектов» (попросту говоря, банкоматы, которые выдают сотрудникам зарплату);

  • банкоматы, размещенные банками, с которыми у предприятия отсутствуют «зарплатные проекты» и не предназначенные непосредственно для выплаты зарплаты. Это могут быть банкоматы любого банка или платежные терминалы любой организации.

Далее рассмотрим условия договора, заключенного между предприятием и банком на сопровождение «зарплатного проекта». Это необходимо для корректной оценки имущественных отношений между предприятием и банком в отношении банкомата. Стандартный договор банка о порядке выпуска и обслуживания дебетовых карт, как правило, содержит следующие условия: банк обязуется оказывать предприятию услуги по обслуживанию клиентов-физических лиц через банкоматы, установленные на объектах предприятия. Предприятие при этом обязано предоставить банку место для установки банкомата, а также выполнять ряд условий по его эксплуатации и сохранности:

  • не допускать порчи или утраты банкомата,

  • обеспечивать беспрепятственный доступ сотрудников банка к банкомату для обслуживания,

  • поддерживать банкомат в надлежащем хозяйственном состоянии,

  • обеспечить в месте питания банкомата определенное количество розеток электропитания,

  • обеспечить электропитание банкомата по установленной мощности и по определенному кабелю при помощи источника бесперебойного.

В свою очередь, банк обязан установить банкомат на территории предприятия, проводить все необходимые работы по его обслуживанию (ремонт, замена расходных материалов).

Как видим, сам факт установки банкомата является элементом «зарплатного проекта», что отражено непосредственно в договоре. Более того, на предприятие возлагается прямая обязанность создать банку все условия для размещения оборудования. При этом в «зарплатных» договорах не предусмотрено заключение отдельного договора на установку банкомата, и необходимость внесения арендной платы также не установлена. Более того, для ГУПов ситуация осложняется тем, что возлагаемое на предприятие обязательство по предоставлению места для размещения банкомата никак не поставлено в зависимость от наличия согласования этого мероприятия с собственником имущества.

Нужно ли согласие собственника

Следует отметить, что в настоящее время процедура получения согласия собственника на сдачу в аренду объекта является достаточно длительной и «энергозатратной»: необходимо подготовить пакет документов, оформить обоснование, выполнить предварительную калькуляцию арендной платы. Получив письменное согласование собственника, ГУПу потребуется выполнить множество других формальных мероприятий. По общим правилам передача в аренду государственных объектов недвижимости требует подготовки и проведения торгов в соответствии с требованиями статьи 17.1 Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Применительно к банкоматам можно использовать исключение, предусмотренное подп. 14 п. 1 названной статьи: торги могут не проводиться в отношении объекта, являющегося частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество. Площадь, необходимая для установки банкомата, безусловно, меньше 20 кв. м, но нет гарантии, что эта площадь не превышает 10% общей площади объекта недвижимости (не будем забывать, что в качестве объекта недвижимости может быть оформлено и помещение, незначительное по площади).

В любом случае, даже если ГУП получит разрешение на сдачу в аренду объекта без проведения торгов, заключение договора, его согласование и государственная регистрация займут определенное время.

Какие ответы дает судебная практика

Возникает логичный вопрос: каким образом можно соблюсти баланс между корректным исполнением «зарплатного проекта» и соблюдением требований закона в отношении использования государственного имущества? Вправе ли ГУПы размещать банкоматы вообще без заключения каких-либо дополнительных договоров? Ответ на этот вопрос дает судебная практика.

При разрешении споров о правомерности установки банкоматов на территории государственного предприятия суды оценивают следующие критерии:

  1. Характер договора, на основании которого установлен банкомат (является ли договор «зарплатным проектом» или банкомат установлен на основании иного договора).

  2. Наличие у банка коммерческой выгоды (неосновательного обогащения), возникающего в результате установки банкомата.

  3. Цель использования банкомата - для пользования сотрудниками предприятия путем применения зарплатных карт или для пользования любыми третьими лицами.

  4. Место установки банкомата - установлен ли он на территории, доступ к которой имеют только сотрудники предприятия, либо на общедоступной территории.

Из постановлений Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2015 по делу № А27-24635/2014, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2015 по делу № А46-2481/2015, ФАС Уральского округа от 13.01.2011 № Ф09-10926/10-С5, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 № 18АП-9031/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 № 07АП-3611/2015 следует, что правоотношения между государственными предприятиями (учреждениями) и банками по размещению банкоматов для обслуживания сотрудников в целях выплаты денежных средств с использованием банковских карт не являются сделкой, направленной на распоряжение имуществом, поэтому не могут быть квалифицированы как договор аренды. Размещение банкомата входит в комплекс услуг банка по обслуживанию расчетных операций держателей банковских карт.

Постановлениями ФАС Уральского округа от 28.04.2011 № Ф09-2146/11-С6, от 13.04.2011 № Ф09-1727/11-С6 удовлетворены исковые требования к банку ПАО «Сбербанк России» о взыскании неосновательного обогащения за размещение банкоматов на территории государственного учреждения. Из материалов дела следует, что банкоматы были установлены не в рамках «зарплатных проектов», а на основании отдельно заключенных безвозмездных договоров об оказании услуг по предоставлению площадей на установку банкомата.

Постановлениями АС Московского округа от 10.03.2015 по делу № А40-14605/14, Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 № 09АП-45680/2014-ГК отклонены исковые требования администрации к банку ПАО «Сбербанк России» о взыскании неосновательного обогащения за размещение банкомата на территории государственного предприятия, поскольку услуги, оказываемые банком предприятию в рамках основного договора, расценены судом как эквивалент «арендной платы».

Определением Верховного суда РФ от 16.03.2017 № 304-АД17-838 и постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 по делу № А67-5851/2016 установлено, что размещение банкоматов является нелегитимным в связи с отсутствием доказательств того, что их установили в целях надлежащего выполнения обязательств банка по оказанию конкретных услуг по выдаче денежных средств в рамках зарплатного или иного проекта исключительно сотрудникам учреждения. Доказательств использования спорных банкоматов только сотрудниками не представлено, поскольку к данным банкоматам имеется свободный доступ, то есть возможность пользования неопределенным кругом лиц. Данные обстоятельства допускают возможность проведения по банковским картам различных операций с денежными средствами и не только клиентами банка, но и сторонних организаций (банков), что свидетельствует об извлечении банком прибыли от его размещения.

Таким образом, необходимость взимания платы за предоставление места для установки банкомата суды ставят в зависимость от цели его установки и характера взаимоотношения между банком и владельцем объекта (территории):

  1. Если банкомат размещен в месте, доступном широкому неограниченному кругу лиц (например, холл бизнес-центра с открытым доступом), либо банкомат приносит доход его владельцу – данные отношения следует рассматривать как арендные, за размещение взимается плата.

  2. Если банкомат доступен ограниченному кругу лиц (только сотрудникам предприятия), а целевое назначение его не является коммерческим – данные отношения не следует рассматривать как аренду объекта.

Изложенное позволяет сделать вывод: далеко не всякий банкомат, размещенный на территории принадлежащего ГУПу объекта, можно расценивать как передачу имущества в аренду. Банкомат, установленный в рамках «зарплатных проектов» и расположенный на объектах с ограниченным доступом, не требует заключения договора аренды и согласования с собственником. В свою очередь, государственным унитарным предприятиям при заключении «зарплатных» договоров с банками рекомендуется обращать особое внимание на наличие условий, регулирующих установку банкоматов, в целях минимизации правовых и административных рисков.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.