Нормативно-правовые акты: принципы классификации

148
Нормативно-правовые акты разных уровней формируют систему требований, которые должны выполнять участники правоотношений. На какие виды подразделяют нормативные акты.

Источник права представляет собой официальную форму выражения и закрепления норм права, действующих в государстве. Главным источником права в нашей стране являются нормативно-правовые акты. Они представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее – законы различного вида, более низкую ступень занимают подзаконные акты.

Понятие и признаки нормативного акта

Нормативный акт – это письменный официальный документ, который:

  • издали в определенной форме в пределах компетенции субъекта правотворчества;
  • направили на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм. Эти нормы содержат общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяются на неопределенный круг лиц и рассчитаны на многократное применение.

У нормативно-правовых актов можно выделить несколько характеристик:

  1. Его издание – это монопольное право государства. Только уполномоченные орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо принимают такие акты.
  2. Документ должен содержать в себе нормы права (правила поведения), которые направлены на урегулирование общественных правоотношений.
  3. Это официальный письменный документ, при создании которого соблюдают установленную форму, структуру и стиль. Так, Аппарат ГД ФС РФ составил рекомендации, которые содержат требования к структуре законопроекта.
  4. Существует особый порядок принятия акта. Например, в постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 утверждены правила подготовки подобных актов. В Конституции РФ предусмотрен порядок принятия законов.

Нормативные акты необходимо отличать от ненормативных актов. Ненормативные акты:

  • принимают на основе нормативных,
  • адресуют определенному круг лиц или органам,
  • составляют для решения оперативных вопросов,
  • отменяют в связи с исполнением.

Классификация нормативно-правовых актов

Существует несколько критериев для классификации нормативных правовых актов. В частности, это их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц:

  1. По действию акты бывают постоянные и временные. Так, к временным нормативно-правовым актам относятся законы о федеральном бюджете на определенный год и плановые периоды.
  2. По действию в пространстве подразделяют на акты, которые распространяются:
  • на всю территорию государства (Конституция);
  • на определенную часть (Крайний Север, Дальний Восток);
  • за пределы страны.
  1. По действию по кругу лиц акт может относиться к общим, специальным и исключительным. Общие акты распространяются на всех граждан государства, специальные - на определенные категории лиц. Третий вид актов исключает определенную категорию участников правоотношений из сферы действия общих или специальных актов. Например, в отношении дипломатов действуют исключительные нормативный акты.

Еще одним критерием классификации является юридическая сила актов. По юридической силе акты подразделяют на законы и подзаконные акты. Рассмотрим подробнее понятие и вид каждого из таких нормативно-правовых актов.

Понятие, признаки и виды законов

Закон – это нормативный акт, который принимают путем референдума или законодательным органом государства. Законы регулируют значимые общественные правоотношения.

Основными отличительными признаками закона являются:

  • обладание высшей юридической силой среди всех нормативно-правовых актов,
  • принятие только высшим представительным органом или непосредственно самим народом,
  • издание для регулирования важных общественных отношений,
  • особый порядок принятия.

Законы как нормативные акты подразделяют на следующие виды:

  1. Конституция – основной закон страны, акт высшей юридической силы. Конституция устанавливает права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации органов власти, их компетенцию и взаимоотношения. Ни один нормативный правовой акт не должен противоречить Конституции.
  2. Федеральный конституционный закон – это нормативно-правовой акт, необходимость издания которого предусмотрена Конституцией. Он развивает положения Конституции. (Так, необходимость издания Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» предусмотрена статьей 70 Конституции РФ. В развитие положений Конституции о Правительстве РФ издан Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.
  3. Кодексы – Гражданский, Земельный, Жилищный, Уголовный и т. д. В кодексах систематизированы нормы права, регулирующие однородные общественные отношения. Кодекс – нормативный центр отрасли, который является ориентиром для отраслевого регулирования подзаконными актами.
  4. Федеральные законы занимают большую долю в законодательстве РФ (например, о рекламе или о контрактной системе). Их цель направлена на конкретизацию общих положений, установленных Конституцией и федеральными конституционными законами.
  5. Законы субъектов РФ распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов Федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта Федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Федерации в целом, и действует закон субъекта Федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Федерации.

Характеристики нормативно-правовых подзаконных актов

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Подзаконные акты направлены на конкретизацию норм законов, толкование их. Подзаконные акты также могут устанавливать новые нормы права, однако это не должно противоречить законам.

Подзаконные акты также различают по юридической силе:

  1. Акты Президента РФ по степени важности юридической силы занимают первое место среди подзаконных актов. Такие акты обязательны для исполнения на всей территории государства. Они не должны противоречить законам. Нормативно-правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
  2. Акты Правительства РФ. Они принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить законам, актам Президента РФ. Такие акты имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Их принимают, как правило, в форме постановлений.
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти, или ведомственные акты. Их издают в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Указанные акты издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе самих федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
  4. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ носят также подзаконный характер. К таким актам относятся постановления глав субъектов РФ, постановления правительства субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Иерархическая система нормативно-правовых актов построена не только по принципу зависимости от юридической силы актов, но и содержательной. Так, закон регулирует наиболее важные общественные отношения, осуществляет первичное регулирование, а менее значимые общественные отношения регулируются подзаконными актами. Это уже будет представлять собой вторичное регулирование. Вторичное регулирование позволяет органам, в чьем ведении находится исполнение того или иного закона, издавать номы, конкретизирующие общие положения закона.

Сфера регулирования подзаконными актами уже, чем в законе, но глубже приникает в деятельность субъектов правоотношений. В России сфера подзаконных нормативных актов в правовой системе занимает весьма значительную самостоятельную позицию. Это иногда влечет отрицательные последствия: если подзаконный акт искажает смысл и цели закона.

Иерархию нормативных актов можно проиллюстрировать примером:

  1. Конституцией РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
  2. Для обеспечения установленного права граждан существует Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ. В законе установлено, что акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент, Правительство, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  3. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется актами Президента РФ.
  4. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом данного субъекта. Так, для обеспечения в пределах ведения города Москвы условий реализации права граждан РФ на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований издан Закон г. Москвы от 04.04.2007 № 10.
  5. В то же время в целях упорядочения проведения публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, Правительство Москвы своим постановлением от 28.08.2007 № 757-ПП утвердил Порядок проведения в городе Москве публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Таким образом, видно, что в регулировании общественных отношений в сфере проведения митингов и демонстраций принимают участие не только законы, но и подзаконные акты. Даже можно сказать, что при проведении митингов граждане руководствуются непосредственно законами и подзаконными актами субъектов РФ. Такая же картина складывается и в других сферах общественной жизни.

Читайте на тему

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Как теперь получить документы об изменениях в ЕГРЮЛ

      Меняются правила, по которым инспекторы регистрируют и ликвидируют компании, а также вносят изменения в ЕГРЮЛ. Листы записи, свидетельства ИНН и уставы теперь будут выдавать только в электронном виде.

      Подробнее

      Судебная неустойка не имеет обратной силы

      Обзор судебной практики за прошлую неделю.

      Получить

      Годовое собрание ООО

      До 30 апреля каждое ООО должно провести годовое собрание участников. Участников нужно уведомить о собрании как минимум за 30 дней, если устав не предусматривает другой срок. Но до уведомления нужно решить еще ряд вопросов – на это уйдет минимум неделя.

      Алгоритм и образцы

      Памятка для юриста

      Если организация или предприниматель использует в бизнесе социальные сети или мессенджеры, юристу необходимо принять особые меры предосторожности. Три правила работы.

      Забрать

      © 2007–2018  ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Только для зарегистрированных пользователей

      Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль