text
Юрист компании

Закон о рекламе: какие требования учесть компаниям

  • 22 марта 2018
  • 391

Для повышения своей популярности компании вправе использовать разнообразные маркетинговые инструменты. Информацию публикуют на рекламных щитах, сообщают в аудио- и видеороликах, распространяют в интернете и т. д. Однако закон о рекламе налагает ограничения и запреты. Чтобы компанию не оштрафовали, проверьте, нет ли нарушений.

Что запрещает федеральный закон о рекламе

13 марта 2006 года приняли закон о рекламе (Федеральный закон № 38-ФЗ). Основная задача закона – регулировать правоотношения в маркетинговой сфере:

  • способствовать развитию различных областей рынка;
  • охранять принципы добросовестной конкуренции;
  • обеспечивать единство экономического пространства в Российской Федерации;
  • защищать права целевой аудитории на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также поддерживать социальную рекламу;
  • пресекать распространение ненадлежащей рекламы и нарушение законов РФ (ст. 1 ФЗ о рекламе).

Под действие закона подпадает любая реклама, которую распространяют на территории РФ, независимо от того, где ее произвели (ст. 2 закона ФЗ-38  о рекламе). Однако есть ограничения. Правила не действуют на:

Остались вопросы по рекламе? Ответ найдется в Системе Юрист



  • рекламу в политической сфере;
  • сведения, которые закон требует раскрыть потребителям;
  • справочные или аналитические материалы, которые не продвигают тот или иной продукт и не относятся к социальной рекламе;
  • информацию, которые сообщают органы власти и которая не содержит рекламных сведений, в том числе социального характера и т.д. (ст. 2 ФЗ о рекламе).

Компанию-рекламодателя оштрафуют, если обнаружат, что она использует ненадлежащую рекламу или допустила иные нарушения. Под ненадлежащей понимают:

  1. Недобросовестную рекламу. Компания не должна использовать некорректные сравнения с товарами конкурентов или прибегать к ней в целях недобросовестной конкуренции. Также запрещено порочить чью-либо честь и достоинство или продвигать один товар под видом другого (ч. 2 ст. 5 ФЗ о рекламе).
  2. Недостоверную рекламу. Это любая информация о товаре, которая не соответствует действительности. Например, если данные о составе продукта расходятся с реальным составом. В части 3 статьи 5 ФЗ о рекламе перечислили 20 признаков недостоверности. Сведения должны создать у целевой аудитории истинное представление о продукте (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Также есть сведения, которые закон прямо запрещает распространять. В частности, это реклама, которая:

  • призывает к совершению противоправных действий, провоцирует насилие и жестокость;
  • унижает или иным образом провоцирует негативное отношение к тем, кто не пользуется данным товаром;
  • содержит элементы порнографии, сцены курения или употребления спиртных напитков и т. д. (ст.ст. 5-7 закона ФЗ-38).

За несоблюдение закона ФЗ-38 взыщут штраф и потребуют устранения нарушения

Если компания нарушила эти или иные требования, ее оштрафуют и обяжут прекратить нарушение. Об ответственности рекламодателя сказано в статье 38 ФЗ РФ о рекламе. Кроме рекламодателя, ответственность также несут производитель и распространитель. Сумму штрафа определят в соответствии с характером нарушения.

Например, УФАС Республики Карелия выявил нарушения закона и взыскал с компании штраф в размере 100 тыс. руб.  Компанию оштрафовали за ненадлежащую рекламу в телеэфире. По мнению УФАС, вещатель нарушил правила показа телерекламы. В передачах продолжительностью менее 15 минут пускали «бегущую строку» рекламного характера. Компания попыталась оспорить акт УФАС, но суд поддержал антимонопольный орган (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2018 № А26-30/2018).

Санкции в отношении нарушителя не обязательно связаны со штрафом. Нарушителю могут выдать предписание об устранении.

Например, компания установила стенд с рекламой в своем магазине. Администрация посчитала, что это сделали незаконно, так как на установку конструкции не был разрешения. Компанию обязали демонтировать стенд. Она не согласилась и подала иск. Однако суды поддержали администрацию (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2018 № Ф09-240/2018 по делу № А76-15648/2017).

В последней редакции ФЗ о рекламе 2017 года увеличили время на «бегущую строку»          

Начали действовать новые поправки в ФЗ о рекламе: последнюю редакцию подписали 31 декабря прошлого года. Новеллы вступили в силу 11 января 2018 года.

Скорректировали правила показа рекламной «бегущей строки» в телепередачах. По общему правилу использовать такой способ можно не дольше 15% времени вещания в течение часа. Но если телеканал вещает менее чем в половине субъектов РФ, «бегущую строку» можно использовать в течение дополнительных 5% времени (ч. 3.4 ст. 14 ФЗ о рекламе). А если программа развлекательная или информационная, у вещателя на рекламу «бегущей строкой» есть дополнительные 15% (ч. 3.5 ст. 14 закона ФЗ-38).

Смотрите видеолекцию

Требования к рекламе. Рассказывает старший эксперт Системы Юрист Юлия Копеева.

Проверки компании и защита от административной ответственностиПрослушайте курс видеолекций о проверках компании и защите от административной ответственности в Высшей школе юриста. Систематизируйте свои знания и получите документальное подтверждение: диплом государственного образца

Читайте на тему

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.