Закон о рекламе: какие требования учесть компаниям

258
Для повышения своей популярности компании вправе использовать разнообразные маркетинговые инструменты. Информацию публикуют на рекламных щитах, сообщают в аудио- и видеороликах, распространяют в интернете и т. д. Однако закон о рекламе налагает ограничения и запреты. Чтобы компанию не оштрафовали, проверьте, нет ли нарушений.

Что запрещает федеральный закон о рекламе

13 марта 2006 года приняли закон о рекламе (Федеральный закон № 38-ФЗ). Основная задача закона – регулировать правоотношения в маркетинговой сфере:

  • способствовать развитию различных областей рынка;
  • охранять принципы добросовестной конкуренции;
  • обеспечивать единство экономического пространства в Российской Федерации;
  • защищать права целевой аудитории на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также поддерживать социальную рекламу;
  • пресекать распространение ненадлежащей рекламы и нарушение законов РФ (ст. 1 ФЗ о рекламе).

Под действие закона подпадает любая реклама, которую распространяют на территории РФ, независимо от того, где ее произвели (ст. 2 закона ФЗ-38  о рекламе). Однако есть ограничения. Правила не действуют на:

  • рекламу в политической сфере;
  • сведения, которые закон требует раскрыть потребителям;
  • справочные или аналитические материалы, которые не продвигают тот или иной продукт и не относятся к социальной рекламе;
  • информацию, которые сообщают органы власти и которая не содержит рекламных сведений, в том числе социального характера и т.д. (ст. 2 ФЗ о рекламе).

Компанию-рекламодателя оштрафуют, если обнаружат, что она использует ненадлежащую рекламу или допустила иные нарушения. Под ненадлежащей понимают:

  1. Недобросовестную рекламу. Компания не должна использовать некорректные сравнения с товарами конкурентов или прибегать к ней в целях недобросовестной конкуренции. Также запрещено порочить чью-либо честь и достоинство или продвигать один товар под видом другого (ч. 2 ст. 5 ФЗ о рекламе).
  2. Недостоверную рекламу. Это любая информация о товаре, которая не соответствует действительности. Например, если данные о составе продукта расходятся с реальным составом. В части 3 статьи 5 ФЗ о рекламе перечислили 20 признаков недостоверности. Сведения должны создать у целевой аудитории истинное представление о продукте (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Также есть сведения, которые закон прямо запрещает распространять. В частности, это реклама, которая:

  • призывает к совершению противоправных действий, провоцирует насилие и жестокость;
  • унижает или иным образом провоцирует негативное отношение к тем, кто не пользуется данным товаром;
  • содержит элементы порнографии, сцены курения или употребления спиртных напитков и т. д. (ст.ст. 5-7 закона ФЗ-38).

За несоблюдение закона ФЗ-38 взыщут штраф и потребуют устранения нарушения

Если компания нарушила эти или иные требования, ее оштрафуют и обяжут прекратить нарушение. Об ответственности рекламодателя сказано в статье 38 ФЗ РФ о рекламе. Кроме рекламодателя, ответственность также несут производитель и распространитель. Сумму штрафа определят в соответствии с характером нарушения.

Например, УФАС Республики Карелия выявил нарушения закона и взыскал с компании штраф в размере 100 тыс. руб.  Компанию оштрафовали за ненадлежащую рекламу в телеэфире. По мнению УФАС, вещатель нарушил правила показа телерекламы. В передачах продолжительностью менее 15 минут пускали «бегущую строку» рекламного характера. Компания попыталась оспорить акт УФАС, но суд поддержал антимонопольный орган (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2018 № А26-30/2018).

Санкции в отношении нарушителя не обязательно связаны со штрафом. Нарушителю могут выдать предписание об устранении.

Например, компания установила стенд с рекламой в своем магазине. Администрация посчитала, что это сделали незаконно, так как на установку конструкции не был разрешения. Компанию обязали демонтировать стенд. Она не согласилась и подала иск. Однако суды поддержали администрацию (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2018 № Ф09-240/2018 по делу № А76-15648/2017).

В последней редакции ФЗ о рекламе 2017 года увеличили время на «бегущую строку»          

Начали действовать новые поправки в ФЗ о рекламе: последнюю редакцию подписали 31 декабря прошлого года. Новеллы вступили в силу 11 января 2018 года.

Скорректировали правила показа рекламной «бегущей строки» в телепередачах. По общему правилу использовать такой способ можно не дольше 15% времени вещания в течение часа. Но если телеканал вещает менее чем в половине субъектов РФ, «бегущую строку» можно использовать в течение дополнительных 5% времени (ч. 3.4 ст. 14 ФЗ о рекламе). А если программа развлекательная или информационная, у вещателя на рекламу «бегущей строкой» есть дополнительные 15% (ч. 3.5 ст. 14 закона ФЗ-38).

Читайте на тему

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Как теперь получить документы об изменениях в ЕГРЮЛ

      Меняются правила, по которым инспекторы регистрируют и ликвидируют компании, а также вносят изменения в ЕГРЮЛ. Листы записи, свидетельства ИНН и уставы теперь будут выдавать только в электронном виде.

      Подробнее

      Судебная неустойка не имеет обратной силы

      Обзор судебной практики за прошлую неделю.

      Получить

      Годовое собрание ООО

      До 30 апреля каждое ООО должно провести годовое собрание участников. Участников нужно уведомить о собрании как минимум за 30 дней, если устав не предусматривает другой срок. Но до уведомления нужно решить еще ряд вопросов – на это уйдет минимум неделя.

      Алгоритм и образцы

      Памятка для юриста

      Если организация или предприниматель использует в бизнесе социальные сети или мессенджеры, юристу необходимо принять особые меры предосторожности. Три правила работы.

      Забрать

      © 2007–2018  ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Только для зарегистрированных пользователей

      Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль