Продлим подписку бесплатно >>
Юрист компании

Закон о рекламе: что учесть рекламодателям

  • 30 октября 2018
  • 625

Для повышения своей популярности компании вправе использовать разнообразные маркетинговые инструменты. Информацию публикуют на рекламных щитах, сообщают в аудио- и видеороликах, распространяют в интернете и т. д. Однако закон о рекламе налагает ограничения и запреты. Чтобы компанию не оштрафовали, проверьте, нет ли нарушений.

Что запрещает федеральный закон о рекламе

13 марта 2006 года приняли закон о рекламе (Федеральный закон № 38-ФЗ). Основная задача закона – регулировать правоотношения в маркетинговой сфере:

  • способствовать развитию различных областей рынка;
  • охранять принципы добросовестной конкуренции;
  • обеспечивать единство экономического пространства в Российской Федерации;
  • защищать права целевой аудитории на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также поддерживать социальную рекламу;
  • пресекать распространение ненадлежащей рекламы и нарушение законов РФ (ст. 1 ФЗ о рекламе).

Под действие закона подпадает любая реклама, которую распространяют на территории РФ, независимо от того, где ее произвели (ст. 2 закона ФЗ-38  о рекламе). Однако есть ограничения. Правила не действуют на:

Остались вопросы по рекламе? Ответ найдется в Системе Юрист



  • рекламу в политической сфере;
  • сведения, которые закон требует раскрыть потребителям;
  • справочные или аналитические материалы, которые не продвигают тот или иной продукт и не относятся к социальной рекламе;
  • информацию, которые сообщают органы власти и которая не содержит рекламных сведений, в том числе социального характера и т.д. (ст. 2 ФЗ о рекламе).
Компанию-рекламодателя оштрафуют, если обнаружат, что она использует ненадлежащую рекламу или допустила иные нарушения. Под ненадлежащей понимают:
  1. Недобросовестную рекламу. Компания не должна использовать некорректные сравнения с товарами конкурентов или прибегать к ней в целях недобросовестной конкуренции. Также запрещено порочить чью-либо честь и достоинство или продвигать один товар под видом другого (ч. 2 ст. 5 ФЗ о рекламе).
  2. Недостоверную рекламу. Это любая информация о товаре, которая не соответствует действительности. Например, если данные о составе продукта расходятся с реальным составом. В части 3 статьи 5 ФЗ о рекламе перечислили 20 признаков недостоверности. Сведения должны создать у целевой аудитории истинное представление о продукте (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Также есть сведения, которые закон прямо запрещает распространять. В частности, это реклама, которая:

  • призывает к совершению противоправных действий, провоцирует насилие и жестокость;
  • унижает или иным образом провоцирует негативное отношение к тем, кто не пользуется данным товаром;
  • содержит элементы порнографии, сцены курения или употребления спиртных напитков и т. д. (ст.ст. 5-7 закона ФЗ-38).

За несоблюдение закона ФЗ-38 взыщут штраф и потребуют устранения нарушения

Если компания нарушила эти или иные требования, ее оштрафуют и обяжут прекратить нарушение. Об ответственности рекламодателя сказано в статье 38 ФЗ РФ о рекламе. Кроме рекламодателя, ответственность также несут производитель и распространитель. Сумму штрафа определят в соответствии с характером нарушения.

Например, УФАС Республики Карелия выявил нарушения закона и взыскал с компании штраф в размере 100 тыс. руб.  Компанию оштрафовали за ненадлежащую рекламу в телеэфире. По мнению УФАС, вещатель нарушил правила показа телерекламы. В передачах продолжительностью менее 15 минут пускали «бегущую строку» рекламного характера. Компания попыталась оспорить акт УФАС, но суд поддержал антимонопольный орган (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2018 № А26-30/2018).

Санкции в отношении нарушителя не обязательно связаны со штрафом. Нарушителю могут выдать предписание об устранении.

Например, компания установила стенд с рекламой в своем магазине. Администрация посчитала, что это сделали незаконно, так как на установку конструкции не был разрешения. Компанию обязали демонтировать стенд. Она не согласилась и подала иск. Однако суды поддержали администрацию (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2018 № Ф09-240/2018 по делу № А76-15648/2017).

В 2018 году в ФЗ о рекламе увеличили время на «бегущую строку»          

В 2018 году поправки в ФЗ о рекламе вносили несколько раз, последняя редакция действует с 1 октября:

  1. С 11 января 2018 года скорректировали правила показа рекламной «бегущей строки» в телепередачах. По общему правилу использовать такой способ можно не дольше 20% времени вещания в течение часа и 15% от суммарного времени вещания в сутки (ч. 3 ст. 14 закона № 38). Но если телеканал вещает менее чем в половине субъектов РФ, «бегущую строку» можно использовать в течение дополнительных 5% времени (ч. 3.4 ст. 14 ФЗ о рекламе). А если программа развлекательная или информационная, у вещателя на рекламу «бегущей строкой» есть дополнительные 15% (ч. 3.5 ст. 14 закона ФЗ-38).
  2. C 3 июня запретили размещать рекламу на квитанциях для оплаты коммуналки, в том числе на обороте. При этом запрет не распространяется на размещение социальной рекламы или справочной информации (ч. 10.3 ст. 5 закона № 38).

Несколько изменений действует с июля. В части 12 статьи 14 закона о рекламе убрали уточнение «плановых и внеплановых проверок». Заменили на просто «проверок». Такое же изменение внесли в часть 11 статьи 15 данного закона. Внесли коррективы в статью 19:

  1. Чтобы получить разрешение установить рекламную конструкцию, ее владелец подает заявление. Законодатель уточнил, что заявление нужно подать в письменной форме либо в электронном виде через портал «Госуслуги» либо с помощью сайтов региональных властей. Документ направляют в муниципалитет или орган самоуправления городского округа, на территориях которых владелец хочет установить конструкцию (ч. 9 ст. 19 ФЗ о рекламе).
  2. К заявлению потребуется документ о согласии собственника недвижимости, что он согласен с размещением конструкции. Этот пункт дополнили указанием, что такое подтверждение может быть передано в электронном виде. Кроме того, если разрешение нужно получить от собственников жилья в многоквартирном доме, согласие они могу выразить путем заочного голосования на собрании. Итоги голосования закрепляют в протоколе собрания (п. 2 ч. 9 ст. 19 закона № 38).
  3. Документ о выдаче разрешения на размещении конструкции или об отказе в этом также может быть направлен в электронной форме с помощью портала «Госуслуги» или портала местных госорганов (ч. 14 ст. 19 ФЗ о рекламе). В такой же форме и с помощью тех же средств можно направить уведомление о том, что владелец конструкции отказывается продолжать использовать полученное разрешение (п.1 ч. 18 ст. 19 закона № 38).

Также появились коррективы в статье 35.1:

  1. В части 1 статьи закрепили правило, что надзор в сфере рекламы осуществляют без плановых проверок.
  2. В части 4 поменяли формулировки оснований для внеплановой проверки. Убрали прежние и заменили их ссылкой на пп 1, 2.1, 3 ч. 2 ст. 10 закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ. Кроме того, указали, что проверку проведут при наличии мотивированного представления от проверяющего ФАС. Контролер вправе инициировать проверку по результатам наблюдения либо после поступления обращения от граждан, компаний или госорганов. Вероятного нарушителя о проверке не предупреждают.

С 30 июля действует новая формулировка пункта 6 статьи 7. Не допускается реклама:

«... товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия, а также работ или услуг по оценке (подтверждению) соответствия, в том числе по приему и рассмотрению документов, необходимых для выполнения указанных работ и (или) оказания услуг, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации (в случае, если получение такой аккредитации предусмотрено законодательством Российской Федерации), либо аккредитованными лицами, но без указания наименования аккредитованного юридического лица или фамилии, имени и (если имеется) отчества аккредитованного индивидуального предпринимателя и уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц».

Часть поправок приняли в августе. Поменяли правила для детских телепередач. Сняли ограничение, которое было раньше: на рекламу в образовательных программах. Убрали прежние уточнения. Указали, что в детских программах нельзя рекламировать товары, о которых сказано в главе 3 ФЗ о рекламе. Если реклама спонсорская, ограничение действует в отношении рекламы алкоголя, оружия, товаров военного назначения и некоторых иных видов рекламы (ч. 7 ст. 14 закона № 38). Аналогичным образом изменили содержание части 6 статьи 15 закона о распространении маркетинговой информации в детских радиопередачах. 

Смотрите видеолекцию

Требования к рекламе. Рассказывает старший эксперт Системы Юрист Юлия Копеева.

Проверки компании и защита от административной ответственностиПрослушайте курс видеолекций о проверках компании и защите от административной ответственности в Высшей школе юриста. Систематизируйте свои знания и получите документальное подтверждение: диплом государственного образца

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.