text
Юрист компании

Возврат товара: как покупателю защитить свои интересы

  • 14 июня 2018
  • 667

Компания-покупатель приобретает продукцию по договору с поставщиком. Какие документы подготовить на случай возврата товара, чтобы защитить интересы покупателя.

В каких случаях потребитель вправе настаивать на возврате товара? Что нужно доказать, и какие риски несет покупатель, если не подтвердит дефекты продукции? Может ли покупатель удерживать товар с ненадлежащим качеством, пока продавец не вернет оплату? Рассмотрим, как правильно действовать покупателю, чтобы истребовать средства, взыскать убытки и не понести новые расходы.

Возврат товара и получение обратно оплаты за него – один из вариантов, которыми покупатель вправе воспользоваться согласно законам РФ. Произвести возврат и истребовать средства возможно, если продавец существенно нарушил правила о качестве товара. О плохом качестве свидетельствуют недостатки, которые:

  • нельзя исправить;
  • невозможно устранить без несоразмерных расходов или затрат времени;
  • выявляются неоднократно;
  • проявляются вновь после их устранения (ч. 2 ст. 475 ГК РФ).

Если продавец не согласен с претензиями покупателя, право на возврат товара придется подтвердить в суде.

Одно из условий возврата – неисправность или низкое качество товара

Любые действия сторон необходимо документировать. Вернуть оплату за дефектный товар возможно, если покупатель уведомлял продавца о браке продукции, и тот участвовал в составлении акта.

В одном деле компании-покупателю помогли многочисленные акты о выявлении неисправностей и документы о ремонте. Компания-покупатель приобрела тепловоз, который с самого начала оказался неисправным. После кратковременных периодов эксплуатации оборудование переставало функционировать. Поставщик продлевал гарантийный срок, но затем ситуация повторялась. Недостатки появлялись после работ по их устранению. В итоге покупатель захотел воспользоваться правом на возврат денег за товар.

Суд назначал экспертизу, которая подтвердила низкое качество. Также суд принял во внимание:

  • акты осмотров и определения технического состояния тепловоза;
  • письма сторон по поводу качества оборудования;
  • совместные акты, которые составляли стороны при обследовании оборудования.

Суд установил, что в течение гарантийного срока компания-покупатель неоднократно обнаруживала неисправности тепловоза. Суд признал доказанным факт, что оборудование не соответствует надлежащему качеству, требованиям эксплуатации и техническим нормативам. Покупатель добился возврата товара (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2015 № Ф09-1769/14 по делу № А60-42051/2012).

Если продавец затребовал возврат товара, покупателю нужно выполнить требование в срок

Суд решил спор в пользу покупателя, и поставщик должен перечислить деньги за покупку обратно. Если компания-поставщик потребует возврата товара, удерживать его нельзя. Срок выполнения этого требования покупателем не связан с обязанностью поставщика исполнить судебный акт. Поставщик сможет истребовать спорный товар из незаконного владений у покупателя. Покупатель не понудит оппонента исполнить свою часть обязательств, а кроме того, придется доставить товар за свой счет.

Например, суд обязал покупателя самостоятельно доставить спорный товар поставщику. В первом споре покупатель настоял на выплате средств за неисправную машину. Поставщик вернул часть суммы и запросил технику обратно. Покупатель решил, что будет удерживать машину до получения все суммы, как гарантию исполнения акта суда. Поставщик в новом споре добился изъятия транспорта из чужого незаконного владения, а также доставки за счет покупателя. Суд указал, что отношения по обеспечению исполнения гражданско-правовых обязательств не относятся к порядку исполнения судебных актов (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.10.2017 № Ф10-4024/2017 по делу № А09-2742/2017).

Чтобы взыскать убытки, нужно доказать причинно-следственную связь и правильно оформить документы

Когда стороны заключают договоры, они прописывают порядок действий в спорных ситуациях. Например, покупатель и поставщик определяют сроки и условия возврата товара.

Пример формулировки:

Претензии по качеству товара принимаются в течение 10 календарных дней с момента отгрузки товара со склада поставщика. Претензия направляется в письменном виде с указанием причин некачественности товара, по мнению покупателя, и передается поставщику под роспись уполномоченному на то представителю поставщика, либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу местонахождения поставщика, указанному в данном договоре. Во всех остальных случаях при приемке товара по качеству стороны руководствуются инструкцией П-7 от 25.04.1996 Госарбитража СССР.

Поставщик принимает на себя обязательства в случае обнаружения некачественного товара прибыть в течение 10 рабочих дней с момента его оповещения на место приемки (хранения) товара для составления двухстороннего акта. Если представитель поставщика в указанный срок не явился, то акт должен быть составлен компетентными экспертными органами.

Для возврата товара подтвердите право на это

В суде договора недостаточно. Понадобятся документы, которые подтвердят приемку и выявление недостатков. Если бумаг нет, договор не поможет. Часто риски возникают, когда покупатель приобретает товар для последующей перепродажи или использовании в работе с последующей реализацией.

Так, одна компания проиграла спор, из-за недостатка доказательств. Она приобрела преформы и бутылочные пробки для изготовления напитков. Через некоторое время обнаружили брак. Компания-покупатель отгружала свою продукцию ИП, и в ходе приемки выявили негерметичность бутылок. Часть продукции пришлось утилизировать. За счет собственных средств компания-покупатель вернула ИП деньги за брак. Затем она потребовала, чтобы поставщик возместил убытки в размере затрат бракованной продукции и стоимости ее вывоза.

Поставщик не ответил на претензию, и покупатель обратился в суд. В суде поставщик утверждал, что:

  • передал товар без замечаний,
  • не было обнаружено недостатков в момент приемки,
  • от покупателя не поступило претензий по качеству в сроки, которые предусмотрели в договоре.

Покупатель указал, что электронное письмо и товарная накладная подтверждают поставку некачественного товара, а также признание брака продавцом. Ответчик отрицал спорное письмо, а его экземпляр накладной не содержал информации о браке по качеству.

Суд исследовал экземпляры товарных накладных истца и ответчика. Он установил, что оба документа имеют аналогичное содержание, скреплены печатями, но в товарной накладной ответчика отсутствует ссылка на то, что возврат товара осуществляют по причине наличия брака. Суд посчитал недоказанным факт ненадлежащей поставки (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.01.2018 № Ф01-6023/2017 по делу № А28-5289/2016).

Читайте на тему

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.