text
Юрист компании

Договор франчайзинга

  • 15 декабря 2017
  • 216

Договор франчайзинга заключают по правилам для коммерческой концессии. В чем особенности приобретения франшизы и на что франчайзи обратить внимание при заключении договора.

Договор франчайзинга: назначение и особенности

Нередко молодые компании стремятся заключить выгодный договор с известным брендом, это облегчает развитие на начальном этапе. В ГК РФ существует понятие коммерческой концессии. По правилам для концессии заключают и договоры франчайзинга: отсутствуют отдельные нормы для регулирования договорных отношений в рамках подобных сделок. Поэтому нужно опираться на положения главы 54 ГК. Но договор франчайзинга — это не то же самое, что коммерческая концессия.

В общем виде сделки одного типа похожи на другой. Как и в случае с концессией, сторонами договора франчайзинга выступают правообладатель (крупная компания, владелец известного бренда или брендов) и пользователь (обычно это молодая компания, которая еще не успела закрепиться на рынке самостоятельно). Правообладатель разрешает контрагенту использовать свои исключительных прав в бизнес-целях (ст. 1027 ГК РФ). Например, выпускать продукцию под логотипом правообладателя, создавать ее по технологиям правообладателя и т. д. За это правообладатель получает от контрагента вознаграждение.

Остались вопросы по франчайзингу? Ответ найдется в Системе Юрист



Правообладатель как сторона договора франчайзинга контролирует действия пользователя

В отличие от коммерческой концессии, договор франчайзинга означает, что правообладатель станет сильно влиять на работу пользователя. С одной стороны, известная компания поддержит новую, в том числе в техническом плане или с помощью консультаций. С другой, правообладатель будет контролировать действия пользователя. Именно компания-владелец известного бренда определяет, как выстраивать бизнес-схемы, вести дело, в каких регионах его развивать. Заключение договора на условиях, которые определил франчайзер, создает для молодой компании определенные юридические риски.

В соответствии со ст. 1032 ГК РФ пользователь по договору франчайзинга обязан:

  1. Добиваться, чтобы качество результатов его деятельности соответствовало уровню, на котором работает производитель.

  2. Использовать исключительные права строго в соответствии с указаниями правообладателя. Например, если есть требования к оформлению внешней части зданий или к интерьерам, выполнять эти требования.

  3. Предоставлять клиентам те же дополнительные услуги, что и правообладатель.

  4. Соблюдать режим охраны коммерческой тайны, в том числе не разглашать секреты производства правообладателя.

  5. Сообщать клиентам наиболее понятным способом, что он работает в рамках коммерческой концессии (договора франчайзинга).

За нарушение правил грозит не только штраф, но и расторжение сделки. Это повлечет для компании-франчайзи негативные финансовые последствия. В том числе вложение средств в бизнес окажется неоправданным.

Договор франчайзинга: какие условия проверить

В типовом договоре франчайзинга могут присутствовать условия, которые пользователю лучше попытаться изменить. Перед тем как заключить сделку, проверьте, какие положения договора способны вызвать затруднения для приобретателя прав. Кроме того, необходимо согласовать существенные условия. Обратите внимание на:

  1. Условия о предмете. Договор заключают, чтобы франчайзи мог использовать комплекс исключительных прав, которые ему передает владелец бренда. В тексте документа должны перечислить, какие именно объекты прав передают пользователю.

  2. Порядок определения цен. Если владелец бренда назначит слишком высокие цены, франчайзи рискует не продать товары или не привлечь клиентов для получения услуг. Если цены будут слишком низкими, франчайзи останется без прибыли. Лучше включить в договор положения, согласно которым правообладатель будет не императивно устанавливать цены, а рекомендовать те или иные варианты. Для франчайзи важно иметь пространство для маневра.

  3. Порядок вознаграждения. Нужно определить, будет ли правообладатель получать процент от прибыли, регулярные фиксированные выплаты или в ином виде (ст. 1030 ГК РФ).

  4. Согласование действий с франчайзером. В типовом договоре франшизы нередко есть условие, что пользователь обязан согласовывать действия с владельцем бренда. Однако такое условие снижает мобильность пользователя. Бывает необходимо отреагировать на ситуацию быстрее, чем это возможно с учетом согласования. Лучше изменить это условие так, чтобы при необходимости франчайзи мог действовать самостоятельно.

  5. Условие о продлении договора. Для франчайзи важно, чтобы такое условие присутствовало. Если его не будет, пользователь рискует, что франчайзер прекратит сотрудничество по истечении срока. Негативные последствия — те же, что и при досрочном расторжении. Пользователь вложит деньги в бизнес, но не успеет получить экономический эффект.

  6. Условия о средствах индивидуализации. В договоре должны быть положения, что пользователь как сторона договора франчайзинга получает право на эксплуатацию товарного знака или знака обслуживания франчайзера.

  7. Право заключать договор субконцессии (ст. 1029 ГК РФ). Пользователю это может понадобиться, но обычно в договоре такого условия нет, его нужно включить специально.

  8. Условия об ограничениях. В тексте соглашения могут присутствовать те или иные ограничения на распространение пользователем продукции правообладателя. Однако эти ограничения не должны противоречить закону, иначе условие о них будет ничтожным (п. 2 ст. 1033 ГК РФ).

После подписания договора франчайзинга нужно соблюсти правила о госрегистрации. Право использовать комплекс исключительных прав регистрируют в Роспатенте. Без такой регистрации договор сочтут ничтожным (ст. 1028 ГК РФ).

Читайте на тему

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.