text
Юрист компании

Соблюдение претензионного порядка. Суд вернет иск, если не направить претензию контрагенту

  • 5 мая 2017
  • 1305

Контрагент компании нарушил обязательства. По общему правилу перед подачей иска в суд контрагенту нужно направить претензию. Какие последствия ждут компанию, если она нарушит претензионный порядок урегулирования спора.

С июня 2016 года соблюдение претензионного порядка стало обязательным

С 1 июня 2016 года компании обязаны разрешать конфликты с контрагентами в претензионном порядке. Подавать иск в суд можно, только если контрагент не ответил на претензию или возразил на нее. Промежуток между направлением претензии второй стороне сделки и подачей иска в суд составляет по общему правилу 30 календарных дней (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Стороны вправе установить в договоре иной срок подачи иска. Также срок по конкретному типу дел может быть указан в законе.

Если компания не выполнит требования обязательного претензионного порядка, ей вернут иск. Суд вынесет определение о возврате (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

Один из насущных вопросов практики – что именно считать невыполнением претензионного порядка. Нередко суды формально толкуют положения закона. В одних и тех же случаях часть судов возвращает иск, а другая – оставляет без движения до устранения истцом нарушений.

Также специалисты спорят, возможно ли применять претензионный порядок, если речь идет об исках, где отсрочка иска в 30 дней создает для должника возможность уклониться от исполнения обязательства. Или об исках о недействительных сделках, о признании права. Но суды зачастую требуют соблюдения претензионного порядка в случаях, когда это усложняет положение кредитора. Рассмотрим основные тенденции практики в случаях, когда компания обращается в суд без направления претензии контрагенту.

Суды следят за соблюдением претензионного порядка

В ч. 4 ст. 4 АПК РФ законодатель перечислил исключения, когда претензионный порядок соблюдать не нужно. Нередко арбитражные суды считают, что это закрытый перечень. Если разновидность спора, по поводу которого истец обратился в суд, не указали в исключениях, суды настаивают на необходимости направить претензию. Без претензии суд возвращает иск. В лучшем случае иск оставят без движения и дадут возможность устранить  нарушения претензионного порядка.

Например, суды считают, что претензионный порядок надо соблюдать применительно к искам о признании. Хотя в данном случае спор невозможно разрешить без вмешательства суда – признать договор недействительным или сделку незаключенной. Однако суды требуют предварительного направления претензии контрагенту (определения АС Орловской области от 02.11.16 по делу № А48-6994/2016, АС Тульской области от 07.07.16 по делу № А68-5532/2016).

Часть судов считает, что направить претензию контрагенту можно не всегда

Нельзя сказать, что суды всегда требуют соблюдения претензионного порядка в спорах о признании. Существует противоположная тенденция.  

Например, суд первой инстанции вернул иск, поскольку заявитель перед этим не направил претензию второй стороне спора. Однако апелляционная инстанция отменила решение первой инстанции. Дело в том, что это был встречный иск. Заявитель требовал признать ничтожным пункт договора аренды лесного участка, причем соглашение заключили на торгах. В таком случае стороны сами не могли изменить условия, закон это запрещает. Арендодатель не обладал возможностью урегулировать конфликт в досудебной порядке (постановление Второго ААС от 04.10.16 по делу № А31-1287/2016).

Еще в одном споре речь шла о принудительном исполнении решения третейского суда. Суды посчитали, что в данном случае не нужно соблюдать досудебный порядок урегулирования спора (постановление АС Московского округа от 23.08.16 № Ф05-13256/2016 по делу № А40-141195/16).

При нарушении претензионного порядка суд вернет иск

Несмотря на различие тенденций практики, лучше не рассчитывать, что суд позволит отклониться от обычной схемы. Чтобы от компании не потребовали соблюдения претензионного порядка, вид спора должен быть прямо указан в исключениях в АПК РФ. В противном случае лучше направить претензию контрагенту. Если этого не сделать, есть риск возврата искового заявления.

Смотрите видеолекцию

Соблюдение претензионного порядка. Рассказывает Алексей Солохин, государственный служащий судебной системы, советник юстиции I класса, преподаватель Российского государственного университета правосудия.

Защита интересов компании в судеПрослушайте курс видеолекций о защите интересов компании в суде в Высшей школе юриста. Систематизируйте свои знания и получите документальное подтверждение — диплом государственного образца

Читайте об этом

Читайте также

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.