text
Юрист компании

Какие аргументы помогут взыскать компенсацию за ущерб деловой репутации

  • 5 апреля 2017
  • 726

Деловой репутации компании нанесли вред. На какие аргументы суд обратит внимание.

В условиях конкуренции некоторые участники оборота пытаются привлечь целевую аудиторию недобросовестными методами. Например, распространяют порочащие сведения о других компаниях в своей сфере деятельности. Компания как юридическое лицо не может потребовать компенсировать моральный вред (ст. 152 ГК РФ). Но она может подать иск о защите деловой репутации.

В судебной практике существуют противоположные тенденции разрешения споров такого рода. Некоторые суд поддерживают подобные требования. Другие считают, что смысл ст. 152 ГК исключает взыскание компенсации по такому основанию. Рассмотрим подробнее, как можно действовать для защиты деловой репутации юридического лица.

Многие суды считают, что компенсацию за ущерб деловой репутации взыскать нельзя

Часть примеров из судебной практики – не в пользу компании, которая требует взыскать компенсацию за ущерб деловой репутации. Например, некоторые суды считают, что истец не привел нормы материального права, которые подтверждали бы возможность подобного взыскания. В удовлетворении требования отказывали (постановление АС МО от 26.03.2015 по делу № А40-66364/14).

В одном из споров компания привела ссылку на правовую позицию Европейского суда по правам человека. АС Северо-Кавказского округа, который рассматривал дело, отклонил ссылку. Кроме того, он подчеркнул, что действующее законодательство не содержит указаний на то, что можно взыскать компенсацию за причинение неимущественного вреда, то есть ущерба деловой репутации. Суд напомнил, что устанавливать способы защиты прав – прерогатива законодателя. Компании отказали в иске (постановление от 06.08.2015 по делу № А63-11510/2014).

Если компания заявит о возмещении морального вреда, а не вреда деловой репутации, суд укажет, что это ошибочное требование. Иск отклонят (постановление АС Волго-Вятского округа от 18.01.2016 по делу № А17-7903/2014).

Суды снижают сумму возмещения за вред деловой репутации

Существует ряд судебных решений о защите деловой репутации, в которых суды удовлетворили исковые требования. Однако не в той сумме, которую просил истец. Компания самостоятельно определяет величину возмещения. Чтобы ее установить, следует принять во внимание особенности порочащей информации, степень ее распространения и вероятные последствия для компании. Сумма компенсации должна быть разумной и соразмерной полученному ущербу.

Насколько требования истца соответствуют ущербу, суд оценивает по внутреннему убеждению. Нередко он не соглашается с той оценкой событий, которую предлагает компания. Суды уменьшают размер компенсации. При этом имеет значение позиция ответчика. Суды считают, что именно он должен обосновать величину компенсации, если хочет заплатить меньше, чем требует истец (постановление по делу № А07-1900/2015).

Сумму взыскания могут снизить с учетом степени распространения информации. Например, так поступил суд при определении размера взыскания с газеты, у которой был небольшой тираж и территория распространения (постановление 18ААС от 15.06.2015 по делу № А76-20440/2014).

Также компания должна правильно определить надлежащего ответчика. Ошибка может послужить причиной отклонения иска.

Нужно подтвердить, что положительная репутация компании пострадала из-за действий ответчика

Чтобы организация смогла возместить свой ущерб из-за вреда репутации, ей необходимо подтвердить:

Если компания не докажет хотя бы одно из этих обстоятельств, иск не удовлетворят (постановления АС МО от 01.02.2016 по делу № А40-143163/2014ФАС ЦО от 22.07.2013 по делу № А35-9483/2012).

Когда компания выявляет связь между действиями ответчика и негативными последствиями, нужно обратить внимание на степень влияния ответчика. Ресурс с большой посещаемостью и малоизвестный сайт повлияют на целевую аудиторию по-разному. Суды учитывают этот фактор (постановление АС ПО от 24.12.2014 по делу № А06-2585/2012). Если компания не докажет, что ответчик действительно мог навредить, ей откажут в иске.

В целом, компании будет сложно взыскать компенсацию за ущерб деловой репутации. Но в судебной практике есть положительные примеры.

Читайте в журнале «Корпоративный юрист» 

Читайте также

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.