text
Юрист компании

С 2017 года закон о контрактной системе начнет действовать для унитарных предприятий

  • 28 октября 2016
  • 2989

В 2017 году закупочная деятельность унитарных предприятий будет происходить по-новому. К чему готовиться участникам размещения заказа?

Контракт с унитарным предприятием

Сейчас унитарные предприятия ведут закупочную деятельность по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Но с 1 января 2017 года унитарные предприятия при осуществлении закупок в большинстве случаев будут обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Во-первых, из этого правила есть исключения. Унитарные предприятия смогут заключать договоры по старым правилам, если закупки происходят за счет грантов и субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ. То же самое касается закупок, осуществляемых в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора иных лиц для выполнения предусмотренных контрактом обязательств.

Во-вторых, переход на новую систему организации закупок привнесет в контракты с унитарными предприятиями те же особенности, которые сейчас существуют в госзакупках в рамках Закона № 44-ФЗ.

См. также

Включение исполнителя в реестр недобросовестных контаргентов

Так, у унитарного предприятия появится дополнительное основание включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков (далее — Реестр, РНП). Это основание — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Закон № 223-ФЗ такого основания не предусматривает.

Помимо этого, разница с Законом № 223-ФЗ в том, что Закон № 44-ФЗ предполагает включение в РНП не только сведений о юридическом лице, но и о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа и о лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

То есть для участников закупки организация закупок унитарными предприятиями в рамках Закона № 44-ФЗ создает дополнительные риски, связанные с возможной дисквалификацией компании и ее контролирующих лиц от участия в системе государственного заказа.

Оплата услуг исполнителя при отсутствии контракта с унитарным предприятием

Если исполнитель оказывал услуги или поставлял товары унитарному предприятию, не имея госконтракта, он сможет претендовать на оплату выполненных работ только в исключительных случаях, например, ввиду их социальной и общественной значимости, либо же в силу невозможности отказаться от их исполнения.

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта с унитарным предприятием  

Также на контракты с унитарными предприятиями будут распространяться положения Закона № 44-ФЗ об имущественной ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение условий госконтракта. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Виды и размер ответственности определены Законом № 44-ФЗ, а также постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

При этом данные правила и Закон № 44-ФЗ устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика в виде пени — не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России — и не содержат запрета на ее увеличение по соглашению сторон.

Арбитражное соглашение в контракте с унитарным предприятием

Еще одним из последствий перехода унитарных предприятий под действие Закона № 44-ФЗ станет риск невозможности рассмотрения споров по их контрактам в третейских судах.

О недопустимости третейского разбирательства по вытекающим из указанного закона спорам в свое время высказался Президиум ВАС РФ в постановлении от 28.01.2014 № 11535/2013. Так, согласно данной позиции споры по госконтрактам являются неарбитрабельными, а арбитражные соглашения о передаче подобных споров в третейские суды — недействительными.

Связанный с переходом на Закон 44-ФЗ запрет на рассмотрение в третейских судах споров, возникающих из контрактов унитарных предприятий, выглядит спорно по следующей причине.

В ст. 3 Закона № 44-ФЗ указан субъектный состав заказчиков, их цель — осуществление полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, обороны, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. При этом по ст. 2 и ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие — это коммерческая организация, имущество которой формируется, в том числе, за счет доходов от собственной деятельности.

Деятельность такого предприятия не всегда сопряжена с реализацией государственных или муниципальных полномочий и привлечением бюджетных средств, она может быть коммерческой и вестись за счет собственных средств. Поэтому включение унитарным предприятием в условие контракта арбитражного соглашения не должно автоматически приводить к недействительности соглашения. Возможность передачи спора на рассмотрение третейского суда зависит от специфики обстоятельств спора (конечной цели заключения контракта, источниками финансирования и т. д.) или состава участвующих в споре лиц.

Так, покупка канцелярских товаров для собственных нужд и за счет средств унитарного предприятия не содержит какой-либо концентрации общественно значимых публичных элементов, препятствующих рассмотрению спора в третейском суде. А вот если договор заключается в целях исполнения федеральной или региональной целевой программы или финансируется из бюджета, тогда вытекающие из данного договора споры не могут быть предметом третейского разбирательства — вне зависимости от процедуры его заключения.

В целом изменение регламентации закупочной деятельности унитарных предприятий скорее может затруднить хозяйственную деятельность участников подобных отношений и породить еще большее число споров, чем привести к желаемой цели (повышение уровня конкуренции и эффективности расходования денежных средств).

По материалам публикации в журнале «Арбитражная практика для юристов»

Читайте на тему

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Вы продолжите читать статью через 1 минуту
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.