Изготовление упаковки с чужим товарным знаком может повлечь за собой ответственность

3085
Компания производит упаковочную продукцию с нанесением изображения чужого товарного знака в соответствии с дизайном, предоставленным заказчиком. Существуют ли риски для изготовителя упаковки, если заказчик не является правообладателем этого товарного знака? Если да, то можно ли избежать этих рисков, включив в договор с заказчиком пункт о том, что заказчик принимает на себя ответственность по всем требованиям третьих лиц, вытекающих из неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе по предъявленным производителю упаковки?

Компания производит упаковочную продукцию с нанесением изображения чужого товарного знака в соответствии с дизайном, предоставленным заказчиком. Существуют ли риски для изготовителя упаковки, если заказчик не является правообладателем этого товарного знака? Если да, то можно ли избежать этих рисков, включив в договор с заказчиком пункт о том, что заказчик принимает на себя ответственность по всем требованиям третьих лиц, вытекающих из неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе по предъявленным производителю упаковки? (cпрашивает Светлана Садыхова, юрист, г. Пятигорск)

Мнением делится Владимир Рыбин, патентный поверенный:

Да, изготовитель с высокой степенью вероятности рискует быть признанным нарушителем. В соответствии с пунктом 1 статьи 1515 Гражданского кодекса контрафактом являются не только товары, но и этикетки, а также упаковки товаров, на которых незаконно (то есть без разрешения правообладателя) размещен товарный знак или сходное с ним обозначение. Даже если товарный знак зарегистрирован для конкретного вида продукции, а некое лицо изготавливает лишь упаковку (тару) для такой продукции и незаконно размещает на упаковке товарный знак, такое лицо является нарушителем права на товарный знак. То обстоятельство, что товарный знак не зарегистрирован в отношении конкретно «упаковки», не препятствует правообладателю знака предъявлять иски к производителю тары. Именно такую позицию выразил Президиум ВАС РФ в постановлении от 10.03.09 № 14962/08, признав законными требования владельца товарного знака, зарегистрированного только для товаров «ликеро-водочные изделия», к производителю тары (бутылок). Тот факт, что производитель тары выполнял заказ третьего лица и реализовывал последнему только саму тару, не осуществляя розлив ликеро-водочной продукции, не освободил его от ответственности.

Нельзя рассчитывать на то, что, согласно предлагаемому в вопросе условию договора, компания — производитель упаковки будет полностью освобождена от ответственности и субъектом ответственности станет только заказчик. Такое условие не будет иметь юридической силы, так как основания для ответственности производителя упаковки в данном случае предусмотрены императивными нормами Гражданского кодекса .

Но можно предусмотреть конкретные виды ответственности заказчика на случай, если к производителю упаковки будут предъявлены претензии в связи с нарушением прав на товарный знак. Например, можно установить обязанность заказчика компенсировать производителю упаковки денежные требования третьих лиц, удовлетворенные судом, судебные расходы, включая госпошлину и расходы на представителя, а также дополнительные расходы, необходимые для исполнения судебного решения, возместить убытки, причиненные признанием упаковки контрафактной (не стоит забывать, что правообладатель может потребовать уничтожения контрафактной продукции за счет нарушителя — ч. 4, 5 ст. 1252 ГК РФ).

Скоро в журнале «Юрист компании»
    Узнать больше


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Cтать постоян­ным читателем журнала!

      Cтать постоян­ным читателем журнала

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      © 2007–2018  ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Юрист компании» –
      первый практический журнал для юриста

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации  ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для юристов-практиков. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, мы вынуждены размещать лучшие статьи в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Вы продолжите читать статью через 1 минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль